Иван Толстой
Лидия Чуковская. Сочинения в двух томах

"Гудьял-Пресс" / 2000 г.

Сост. Елена Чуковская. М., «Гудьял-Пресс», 2000. 432; 464 с.

Ее двухтомник и наполнен как раз самой жгучей публицистикой: обращениями к собратьям по перу, сюминутными записками о сегодняшнем. Это автобиографический очерк литературных нравов «Процесс исключения» (1978), открытые письма «Михаилу Шолохову, автору “Тихого Дона”» (1966), «Не казнь, но мысль. Но слово» (К 15-летию со дня смерти Сталина, 1968), «Гнев народа» (о Сахарове, 1973), «Прорыв немоты» (о Солженицыне, 1974), отрывки из дневника «Полгода в “Новом мире”» (о Константине Симонове)», «Борис Пастернак», «Иосиф Бродский».

Не каждое произведение Л. Чуковской сковывала лишь внешняя цензура. Работая над воспоминаниями о Ф. Вигдоровой («Памяти Фриды», 1967), приходилось, как сообщает сам автор, «не писать ничего, что могло бы послужить помехой для переиздания Фридиных книг. И обещав не распространять написанное. Поэтому в этой книге отсутствует происходившая на моих глазах — и не без моей помощи — линия Фридиного освобождения от казенных лжей».

В двухтомнике впервые публикуется глава из последней, незавершенной книги Чуковской «Прочерк», посвященной короткой и яркой жизни Матвея Петровича Бронштейна, мужа Лидии Корнеевны, погибшего в годы ежовщины. Книга так названа, потому что в свидетельстве о смерти М.П. Бронштейна, выданном в 1957г., в графах «причина смерти» и «место смерти» нет ничего, кроме прочерка. Публикуемая в настоящем издании глава названа «Поиски мировоззрения» и рассказывает о ссылке автора в Саратов в 1926 году.

Лидия Чуковская не боялась больших и сильных чувств. Она обладала очень редким даром — мужественного слова. Горя как публицист, как гражданин всю жизнь, она никогда при этом не тратила своих слов попусту, ее выступлений в самиздате количественно было немного. Зато качественность была крепче меди.

Читая Лидию Корнеевну, не понимаешь, как такой человек мог отдыхать, спать, отвлекаться на жизненные мелочи. Чувство гражданской и моральной сопричастности охватывает и сейчас от любой из ее страниц. Характерно, что у Чуковской нет и не может быть сложных синтаксических конструкций, языковых инверсий, игры словами. Словно это умалило бы правду. Какова при этом естественность ее правдолюбия! Чуковская — художник и в праведном гневе: она как мало кто учит властвовать собой. Впрочем, и те книги Чуковской, которые она планировала протолкнуть в советскую печать, ждали в идеологическом мраке все той же поры гласности — и «Софья Петровна», созданная еще в 1940-м, и книга о борьбе с космополитизмом «Спуск под воду» (1957), и даже вполне «проходимые» мемуары «Памяти детства» (1971).

Теперь все это вместе, девятьсот страниц чести и мужества. Великая вещь — историческая справедливость!

Иван Толстой