Виктор Леонидов
Ирина Обухова-Зелиньская. К. И. Чуковский и Ю. П. Анненков

Новый Журнал 292 / 2018

Ирина Обухова-Зелиньская. К. И. Чуковский и Ю. П. Анненков: «Несмотря на разлучающее нас расстояние и на истекшие годы»: Из архивных сокровищ. – М.: Издательство «МИК», 2017. – 144 с.

В свое время по академическим кругам гуляла шутка: «Пушкину повезло, что через полвека после него родился Томашевский». Речь шла о Борисе Львовиче Томашевском, верном хранителе наследия великого поэта в Пушкинском Доме. То же самое можно сказать в адрес замечательного художника, оформителя фильмов и спектаклей, блистательного иллюстратора книг и прекрасного прозаика Юрия Павловича Анненкова. Он умер в возрасте 85 лет в 1974 г. в Париже, ровно полвека проведя в эмиграции. И очень многого мы бы о нем не узнали, если б не исследовательница его творчества Ирина Обухова-Зелиньская.

Она организовала Общество друзей Анненкова, с ее предисловиями впервые на русском языке в московском издательстве «МИК» вышли книги этого замечательного художника «Одевая кинозвезд» и «Макс Офюльс», а также «Повесть о пустяках» Анненкова, которую он издал под псевдонимом «Борис Темирязев». И как не упомянуть бесчисленные статьи Обуховой-Зелиньской и выступления на международных конференциях!

И вот – новая работа. «Из архивных сокровищ» – публикация переписки великого литературоведа и сказочника с блистательным художником, прожившим большую часть жизни в эмиграции. Анненков и Чуковский были соседями в финском поселке Куоккала, недалеко от Санкт-Петербурга. Они очень дружили, Юрий Павлович рассыпал свои бесчисленные шаржи в знаменитом домашнем альбоме Корнея Ивановича «Чукоккала». Во время первой русской революции Чуковский привлекал Анненкова к сотрудничеству в сатирических журналах, за публикацию в которых даже оказывался в полицейских участках.

После революции художник писал портреты победивших вождей, продолжал оформлять книги. Венцом идиотизма народившейся советской цензуры был запрет издания «Крокодила» Чуковского с рисунками Анненкова. Правда, другое их совместное произведение – «Мойдодыр» – все же обрело миллионы детских, да и взрослых, читателей.

В 1924 году Анненков уехал в Венецию на Всемирную выставку и не вернулся. Дальше был Париж, и бесчисленные книги, фильмы и спектакли, оформленные этим блистательным мастером. А также несметное количество картин и графики – работал Юрий Павлович беспрерывно.

В начале 60-х, когда это стало возможно и исчез страх письмом из-за кордона отправить адресата за колючую проволоку, Анненков и Чуковский возобновили переписку. Послания эти и представлены в книге. Перед нами – огромное полотно литературных страстей ХХ века. И споры по поводу оформления детских книг Чуковского, и малоприятная история публикации Алексеем Толстым личного письма Корнея Ивановича, вызвавшая большой скандал в советской писательской среде… Взявший в руки этот небольшой сборник узнает об обстоятельствах появления на свет в 1922 г. альбома Анненкова «Портреты», где художник опубликовал ставшие знаменитыми впоследствии чеканные изображения Ахматовой, Пастернака, Ходасевича.

В 1961, после долгого перерыва, оба возобновили переписку, чему были несказанно счастливы. «…Самую большую радость я испытал, узнав от Вас, что Ваше здоровье находится в прекрасном состоянии и что Ваша творческая работа продолжается…», – писал Юрий Павлович.

Особый интерес представляет одно из писем художника, где он рассказывает о своей жизни, работе, личных обстоятельствах. Упоминает про жену-француженку, тоже художницу, происходившую из рода Блеза Паскаля; мастерскую, расположенную рядом с отелем «Истрия» на Монпарнасе, где всегда останавливался Маяковский. Судя по всему, Чуковский надеялся в годы оттепели переиздать «Чуккокалу», и ему нужны были справочные материалы к биографиям авторов.

Также более чем ясно сегодня читается «подводная» часть писем. Оба хорошо понимали, что их строки, скорее всего, прочтут где положено. Но по едва уловимым намекам можно понять, например, что Анненков принимал участие в подготовке к изданию на Западе повести Лидии Чуковской «Софья Петровна», написанной в годы репрессий и посвященной этому безумному времени. Словом, книга «Несмотря на разлучающее нас расстояние…» – прекрасный подарок всем, кому интересна история русской культуры ХХ века.

Виктор Леонидов