Павел Басинский
Ушла из жизни Елена Чуковская

Российская газета / 2015

3 января не стало Елены Цезаревны Чуковской, внучки великого писателя и литературоведа Корнея Чуковского, дочери писательницы Лидии Чуковской, замечательного человека, отдавшего всю свою жизнь служению русской литературе.

Ее домашнее имя было Люша, и так же ее звали друзья и близкие. Дочь Лидии Корнеевны Чуковской и литературоведа Цезаря Самойловича Вольпе, она родилась 6 августа 1931 года в Ленинграде.

После развода с Цезарем Вольпе Лидия Чуковская вышла замуж за ученого-физика М.П. Бронштейна. В 1937 году он был арестован. В любой момент могли арестовать Лидию Чуковскую, детский дом для детей арестованных грозил ее дочери Елене. Лидия Корнеевна была вынуждена скрываться от преследования и уехала из Ленинграда. В это время Елена Чуковская жила в семье своего великого деда — Корнея Ивановича Чуковского.

Во время войны вместе с Лидией Корнеевной Чуковской и двоюродным братом — Евгением Борисовичем Чуковским — была эвакуирована в Ташкент. В 1948 году поступила на химический факультет МГУ.

В студенческие годы начала помогать Корнею Ивановичу Чуковскому в его работе над альманахом «Чукоккала». Вот что писал об их совместной работе с внучкой в своем дневнике Корней Чуковский: «…с Люшей необыкновенно приятно работать, она так организована, так четко отделяет плохое от хорошего, так литературна, что, если бы я не был болен, я видел бы в работе с ней одно удовольствие».

После окончания университета в 1954 году и до 1987 года работала в НИИ элементоорганических соединений. С 1962 года — кандидат химических наук. С начала 1960-х годов и вплоть до высылки А.И. Солженицына СССР самоотверженно, с риском для собственной жизни помогала писателю в его подпольной работе.

После смерти К.И. Чуковского в 1969 году Елена Цезаревна вместе с матерью унаследовала права на его архив и произведения. В своем последнем письме к Лидии Корнеевне Корней Чуковский пишет: «… нужно ли говорить, что все права собственности на мой архив, на мои книги «Живой как жизнь», «Чехов», «Высокое искусство», «Мой Уитмен», «Современники», «От двух до пяти», «Репин», «Мастерство Некрасова», «Чукоккала», «Люди и книги», «Некрасов» (1930), «Книга об Александре Блоке» я предоставляю тебе и Люше…»

Многие годы Елена Цезаревна боролась за публикацию рукописного альманаха Корнея Чуковского — «Чукоккалы», — его первое издание (со значительными купюрами) вышло только в 1979 году. В 1999 году «Чукоккала» переиздана в полном объеме. Непосвященному человеку невозможно объяснить, что такое «Чукоккала». Мировых аналогов этому альманаху нет. Больше того — придумать его в той полной версии, в какой он существует, было бы невозможно. Корней Чуковский и не придумал этот альманах. Он был создан самой эпохой, началом XX века, когда круг гениев был настолько тесен, что они могли постоянно оказываться рядом с тетрадкой, пухнувшей день ото дня, с которой Чуковский, вскоре сообразивший, что он на самом деле затеял, уже старался не расставаться. Личность Корнея Ивановича, человека необыкновенно умного, талантливого и, что в данном случае очень важно, подвижного и общительного, плюс особенности эпохи — вот что создало этот неповторимый альманах.

В значительной мере благодаря усилиям Елены Цезаревны сохранен и действует Дом-музей К.И. Чуковского в Переделкине. Она и секретарь К.И. Чуковского Клара Израилевна Лозовская были первыми экскурсоводами в этом музее.

Лидия Корнеевна в письме к Давиду Самойлову так описывала свою дочь: «Вы не знаете, что такое Люша. Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет! И это еще не характеристика».

В 1996 году после смерти Лидии Чуковской Елена Цезаревна продолжила вместе с ее многолетней помощницей Ж.О. Хавкиной работу над изучением архива матери и публикацией ее произведений.

Статьи и публикации Елены Цезаревны выходили в свет с 1974 года. Наиболее известные — статья «Вернуть Солженицыну гражданство СССР» (Книжное обозрение. 1988. 5 авг.), воспоминания о Б.Л. Пастернаке «Нобелевская премия» (Вопросы литературы. 1990. № 2), сборник статей о Солженицыне «Слово пробивает себе дорогу» (1998; подготовлен совместно с Владимиром Глоцером). Она была автором многочисленных комментариев и статей, посвященных творчеству деда и матери. Ее стараниями впервые увидели свет «Прочерк» и «Дом поэта» Л.К. Чуковской, «Дневник» К.И. Чуковского, переписка отца и дочери.

Павел Басинский