Публикуется впервые

Источник её силы
(размышления после презентации книги "Памяти детства")

Когда-то давно прочитала повесть Лидии Чуковской "Софья Петровна". Это был далёкий 1989 год: время было перестроечное, и такая литература выходила целым потоком. Теперь страсти улеглись, выросло целое поколение, которое не читало "лагерной" литературы. Многие публикации забылись и стали просто достоянием истории, став источником для историков, архивистов, аналитиков. Но есть вещи, являющиеся не только фактом истории, но и ставшие фактом Литературы и даже Искусства. Чтобы быть художественной литературе надо быть не только новой по факту, но и по духу, по форме и силе воздействия. Повести Л.Чуковской "Софья Петровна", "Прочерк" и "Спуск под воду", несомненно, из этого ряда.

Пожалуй, нет людей, которые бы не слышали о Корнее Ивановиче Чуковском, но до сих пор есть те, кто не знает, что Лидия Чуковская - его дочь. Когда читаешь её повесть "Прочерк", диву даёшься, как такая хрупкая женщина оказалась такой несгибаемой! На презентации её книги "Памяти детства", прошедшей в центральной городской библиотеке им. Гоголя 14 ноября, вдруг услышала точное слово "стальная". И поразилась - как верно! Помнится, писатель русского зарубежья Нина Берберова назвала свою героиню баронессу Будберг "железной женщиной". Да, это была исключительная женщина в беспощадное время. Это время заставило её забыть о многих моральных принципах, оправдывало её беспринципные переходы из одних мужских рук в другие, из одной разведки в другую… Лидия Корнеевна тоже была "стальной", но совсем другой смысл у этой метафоры. Тут "сталь" - символ целеустремлённости, мужественности, принципиальности и … чистоты. Здесь "сталь" - самой высокой пробы… Презентацию книги Лидии Чуковской провели члены православного братства Заостровского храма, люди, не имеющие профессионального отношения к литературе. После вступительного слова отца Иоанна - настоятеля храма - ведущая вечера очень вдумчиво рассказала о судьбе Лидии Корнеевны. Ей удалось справиться с понятным волнением и эмоционально, но без ненужных эффектов, рассказать о судьбе человека необыкновенного. Примечательно, что говорила ведущая совсем негромко, но её голос прекрасно звучал над замершей аудиторией. Выступающие рассказали о том впечатлении, которое произвела на них книга мемуаров Чуковской об отце "Памяти детства". Вот откуда черпала силы Лидия Корнеевна в годы репрессий, когда теряла друзей, близких и самую большую и единственную Любовь в своей жизни. Из детских лет её - умение уважать каждого человека (любой социальной среды и образования), отсутствие высокомерия, трудолюбие, потрясающая и всепоглощающая любовь к Слову. Отец никогда не "сюсюкал" с детьми: он их уважал, но и требовал, заставляя учиться всему, любому полезному делу. Из детства Лидия навсегда вынесла урок отца - он ненавидел лоботрясничанье. Он праздность вообще не понимал и не принимал… А самое главное - он подарил детям не только воздух финских сосен Куоккалы, но и воздух искусства. В семье Чуковских господствовал главный принцип - демократизм в отношениях и поступках. Один из выступающих прекрасно (что называется, в лицах) представил нам портрет отца Лидии Корнеевны - писателя, критика, эссеиста и просто родителя и друга… До этой встречи в библиотеке я не читала повести "Памяти детства" и потому искала для себя ответ об источнике исключительности Лидии Чуковской. Теперь он ясен: человек немыслим без настоящего воспитания и образования, без чутких родителей и настоящих друзей… Два часа пролетели незаметно и оставили смешанное чувство незаконченности этой темы. Хотелось после знакомства с книгой связать воедино все нити творчества писателя, все главные её книги и мемуары. Чуковская отличалась от рядовых современников своей эпохи ещё и тем, что не боялась довести логические догадки о причинах происшедшего с нашей страной до конца. Почему это стало возможно в России в 30-50- е годы ХХ столетия? Почему народ, в основном, "безмолвствовал"? И почему многие вели себя так, как Софья Петровна из одноимённой повести, оболваненные пропагандой и верящие власти до конца? И совсем единицы поступали так, как героини "Прочерка" и "Спуска под воду"! Если "Архипелаг ГУЛАГ" Солженицына - это многослойное и многогранное полотно о репрессиях во всей России снизу до верху, то "Прочерк" - это "Архипелаг ГУЛАГ" одной семьи. По своей пронзительной силе и достоверности произведение стоит особняком даже среди самых удачных созданий русской литературы ХХ века.

Продолжение разговора о творчестве Чуковской я вижу в форме дискуссии о том, почему страдания, выпавшие на долю того или иного человека, вызывают такие разные последствия. "Малодушные люди могут быть очень жестоки" - это слова из интервью Ольги Седаковой, и это подтверждают мемуары Лидии Корнеевны. Но в то же время есть люди, способные преодолеть животный страх, сохранить принципы, выстоять и не сломаться в любых обстоятельствах. Они дают силы другим, более слабым и сомневающимся. Вся жизнь Чуковской, как незаживающая рана, которую она не лечит, а ищет лекарство от этой боли для всех. А лекарство это - Любовь и Вера в добро…

И только один вопрос не даёт покоя, почему праведников, порой, так истязают, а грешники…ещё долго живут?

Спасибо за эту встречу.

О.Болдырева
Г.Северодвинск

Яндекс цитирования