ИС: Вести образования, 8(117)
ДТ: 7.05.2015

"Достаточно разложить костер, и огонь упадет на него с неба"

Что может "зацепить" ребенка в событиях и конфликтах почти вековой давности, сохраненных литературой? Сегодняшний наш разговор - об инициативе поистине удивительной. Не школа, не государственная институция, не общественная организация, а два частных человека, Юлия Сычева и Дарья Авдеева - авторы сайта о семье Чуковских "Отдав искусству жизнь без сдачи", - задумали и осуществили дерзкое начинание: своими силами и, что называется, "на энтузиазме" они провели всесоюзный конкурс школьных уроков по произведениям Лидии Чуковской.

Сегодня мы разговариваем с Юлией Сычевой, одним из авторов сайта и вдохновителем идеи конкурса.


- Юля, как возникла идея такого необычного конкурса, почему из всех произведений выбор пал на "Софью Петровну" Лидии Чуковской? Ведь это повесть огромной эмоциональной силы, производящая сильное впечатление и на взрослого, подготовленного читателя. Казалось бы, она "не рассчитана" на школьников, чем могло их сегодня "пронять" такое сочинение?

- Идея конкурса возникла у нашей знакомой Ирины Петровны Пономаревой, учительницы литературы из Архангельска. До этого она провела несколько впечатляющих уроков по "Софье Петровне" и произведениям Александра Солженицына, которые были отмечены наградами на учительских конкурсах. Ее собственный опыт работы с такого рода литературой был удачным, и ей подумалось, что им стоит поделиться.

Нам эта идея показалась привлекательной. Надо сказать, что конкурс проводился не только по "Софье Петровне", но и по другим произведениям Лидии Чуковской. Однако по "Софье Петровне" было сделано наибольшее количество уроков, именно потому что она хорошо подходит для школы, поскольку по форме и стилю это - классическая повесть. Самуил Лурье где-то сказал, что она завершает русский классический канон. В ней необыкновенно точный, строгий авторский голос, сюжет, показывающий эволюцию человека в сложных обстоятельствах, замечательно четко определены нравственные акценты, но, что еще важнее, - эта повесть пробуждает в читателе чувство сострадания. Она обращается к наилучшему свойству человека, и именно в этом ее воспитательная сила.

- Правильно ли я понимаю, что конкурс получился всероссийским? Когда вы его готовили, вам не помогало ни Министерство образования, ни какие-нибудь официальные структуры, информация о предстоящем конкурсе не публиковалась в прессе и не звучала по радио. Это ведь была частная инициатива создателей сайта? Как вам удалось привлечь учителей, создать базу для конкурса?

- Да, очень неожиданно конкурс получился и всероссийским, и международным. У нас были работы и из Узбекистана, и из стран Балтии. По окончании конкурса мы нарисовали карту, которая показывает его географию. Получилось, что конкурс охватил территорию от Вильнюса до Уссурийска. Фактически это весь бывший СССР от запада до востока. У нас были работы даже из Заполярного круга, из города Полярные Зори, например. Если взглянуть на карту, там вокруг только леса, просторы и северные реки. Такой охват тем более поразителен, что конкурс действительно был совершенно частным делом, осуществленным силами двух-трех человек. Никакой официальной поддержки у нас не было, мы и не искали ее. Сообщения о конкурсе разместили у себя на сайте и на различных учительских, образовательных сайтах. Был анонс в газете "Литература". Наша союзница Ирина Петровна Пономарева много рассказывала о конкурсе своим коллегам в различных профессиональных собраниях. Это все, конечно, несравнимо с возможным эффектом от сообщений по телевидению или радио, тем удивительнее живой отклик наших участников. Все это лишний раз доказывает истину, что достаточно разложить костер, и огонь упадет на него с неба.

- Вы ожидали, что эта тема и вообще идея конкурса найдет поддержку в учительской среде? Что оказалось самым неожиданным в его проведении?

- Конечно, конкурс превзошел все наши ожидания. Мы понимали, что произведения Лидии Чуковской неизвестны большинству учителей, что книги ее издаются небольшими тиражами, что они не входят в школьную программу и поэтому у учителей нет стимула делать о них уроки. В правилах мы сделали осторожную оговорку: "В случае если на конкурс будет представлено менее десяти работ, жюри оставляет за собой право не проводить конкурс". Были среди наших знакомых скептики, которые считали, что мы и десяти не соберем. Мы робко верили, что соберем больше. Но если бы на конкурс пришло 15 работ, наверное, мы посчитали бы это удачей. В итоге 44 участника нашего конкурса прислали 47 работ (некоторые учителя присылали по два урока, выполненных в разных категориях). И это, без ложной скромности, поразительно! Другая удивительная вещь в том, что среди присланных работ почти не было легковесных, созданных "для галочки", а это, как знают все, кто когда-либо устраивал конкурсы, обычная беда такого рода мероприятий. Здесь же нам было трудно выбирать. Мы увидели подлинный энтузиазм, поняли, что участники хотят не только "дать ученику знания", но и ставят цель "воспитать человека".

- Как вы считаете, у школьников сегодня есть интерес к прошлому, к исторической памяти? Какие темы для сегодняшних подростков оказались наиболее близкими?

- Нам трудно об этом судить, поскольку мы люди далекие от школы. Но в конспекты и видеозаписи уроков, сделанных учителями для конкурса, были иногда включены высказывания школьников о прошлом, их попытки осмыслить поведение людей 37-го года. Взгляды они высказывали разные, но что было заметно, ни равнодушия, ни пустословия в этих высказываниях не было. Темы верности, честности, человечности и самопожертвования, столь присущие творчеству Лидии Чуковской, стали сквозными темами присланных на конкурс работ. И какие вершины читательского понимания и чуткости нам открылись! Почти все присланные уроки, оригинальные, непохожие друг на друга, созданные с большим профессиональным мастерством, глубоко продуманные, могут служить образцами подлинного творчества учителей и их самовыражения.

Вообще же интерес школьников к чему-либо сильно зависит от поведения и личности учителя. Трудно проявлять интерес к чему-то, чего мы не знаем, к жизни прадедов - поколения, чьи лица в лучшем случае размыты в памяти. Но если учителю эта тема кажется важной и он умеет это объяснить, я не сомневаюсь, что и для учеников это станет важной темой.

Может быть, с маленьким ребенком не стоит об этом говорить. Наверное, каждый человек вправе хранить в памяти какие-то дни, какие-то годы, не омраченные ничем. Но с подростками говорить об этом нужно. В недавнем интервью Наталья Дмитриевна Солженицына, рассуждая о любви к Родине, сказала, что главное в ней - чтобы эта любовь была зрячей. Это очень верно. Легко любить идеал, плод своего воображения, и гораздо сложнее любить правду. Можно любить Родину без ее скорбей, без ее пятен, но Родина ли это? И любовь ли?

- Можете ли вы сказать, что у конкурса появились союзники среди учителей, что это была не разовая акция, а и дальше будет продолжаться разговор с детьми на эту тему? Вообще в наше время строительства новых исторических мифов что могут сделать школьные учителя?

- Школьные учителя могут все! На самом деле их роль не меньше, чем роль родителей. Настоящий учитель - это ведь не только передатчик знаний, это воспитатель, впервые задающий сложные вопросы. Нередко - первый проводник в жизненном поиске.

Учителя о конкурсе сказали нам много добрых слов, говорили, что для них это был один из самых интересных конкурсов, в которых они участвовали. Учительница из Бухары написала: "Я рада, что взялась за эту тему, получила огромное удовлетворение и радость от соприкосновения с творчеством интереснейшего человека, а ведь раньше я даже не читала ни одного ее произведения. Теперь я постоянно буду проводить тематические уроки, посвященные жизни и творчеству Л. Чуковской". И подобных откликов было немало.

Такие открытия были одной из наших задач. И как хорошо, что всеохватывающая сила Интернета позволяет создавать возможность для них.

Беседу вела Ольга Канунникова

ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ