ИС: Преображенское содружество малых православных братств
ДТ: 07.02.2011

"Человек, верующий в высшую Правду"

7 февраля этого года исполняется 15 лет со дня кончины Лидии Корнеевны Чуковской - писательницы, поэта, публициста, мемуаристки. О ее жизни и творчестве мы беседуем с настоятелем Заостровского прихода священником Иоанном Приваловым (Архангельская и Холмогорская епархия), организатором встреч, посвященных Лидии Корнеевне Чуковской.

Вопрос: 7 февраля этого года исполняется 15 лет со дня кончины Лидии Корнеевны Чуковской, человека, голос которого прозвучал в несвободной России, как "голос свободного, независимого, достойного человека" (Наум Коржавин). Как Вам представляется, откуда у Лидии Корнеевны дар этой свободы?

Свящ. Иоанн Привалов: На эту особенность Лидии Корнеевны ее отец Корней Иванович обратил внимание еще в детстве. Удивительно то, что она сохранила верность этой своей внутренней свободе, и, конечно, эта свобода в ней возрастала. Я вспоминаю эпизод из ее книги "Прочерк", в котором описывается как она, уже узнав о кончине мужа, пришла в Ленинградское ЧК и разговаривала с главным чекистом, задавала вопросы, за которые ее можно было тут же расстрелять. Но она задавала вопросы, как власть имеющая, и даже чекист почувствовал ее правоту, дав ей договорить до конца. Мы знаем из опыта духовной жизни, что нам иногда позволено говорить так, что возражать нам никто уже не смеет. Евангелие говорит, что и Христос иногда отвечал так, что никто не смел Ему возразить, потому что Его слово обладало силой и властью. Поэтому, с одной стороны, она родилась особенной, с другой стороны - ее внутренняя свобода непрерывно росла. С третьей стороны, она стала матерью всем гонимым за Правду. Мне кажется, что по мироощущению Лидия Корнеевна близка матери Марии (Скобцовой). Их духовное материнство давало им невероятную силу в заступничестве за других людей.

Вопрос: Как произошло Ваше личное знакомство с творчеством и личностью Лидии Чуковской? Что оно изменило в Вашей жизни?

Свящ. Иоанн Привалов: У меня произошло неожиданно. Я помню, что Лидия Корнеевна сама отмечала, что она любит, чтобы многое происходило случайно. Как-то ей предлагали познакомиться с Солженицыным, а она для себя делает вывод: "Нет, я люблю, чтобы все случайно. Ничто не мешает мне ценить Солженицына как писателя, не будучи лично с ним знакомым. А искать чьего-либо знакомства… Нет, я люблю, чтобы все было случайно". Т.е. непреднамеренно, неискусственно. Вот и у меня также произошло, потому что я практически ничего о Лидии Корнеевне не знал, она меня интересовала просто как одна из верных, преданных Александру Исаевичу Солженицыну, людей. Поэтому когда мы ждали Елену Цезаревну, дочь Лидии Корнеевны в Архангельск, то, конечно, все было связано с именем Александра Исаевича. И вот, неожиданно, просто чтобы настроиться, я прочитал книги "Прочерк" и "Памяти детства", и был поражен силой ее творчества. Написано вроде бы так, на первый взгляд, безыскусно, просто, но со временем я почувствовал огромную художественную силу ее слова. Вне всякого сомнения, Лидия Корнеевна - это большой художник, писатель. Одарила она меня сказочно. Появление Лидии Корнеевны в моей жизни я бы сравнил с появлением большого друга, который пишет мне удивительные пронзительные письма. Все её книги питают мысли, чувства, а уж про радость встречи с замечательной русской речью я даже и не говорю.

По разным причинам сейчас я не так погружен в ее творчество, как хотел бы, но надеюсь, что обязательно еще в своей жизни вернусь к нему и продолжу: не все мною прочитано, не все осмыслено. Мы проводили в Архангельске несколько встреч, посвященных ее творчеству, и в какой-то момент у меня возникло ясное ощущение, что все, что делается в ее память, помогает мне что-то исправить в своей жизни - изжить собственное дурное прошлое. И все, что я делаю и делал в память Лидии Корнеевны, нужнее мне, чем ей. Она задает высокий тон. Лидия Корнеевна - редкий пример "прекрасной дамы", не в блоковском смысле, но той, благодаря которой хочется быть лучше, чем ты есть сегодня.

Вопрос: Мы много размышляем о необходимости усвоить, воплотить в своей церковной жизни опыт новомучеников и исповедников Российских. А актуален ли для нас опыт исповедничества таких людей, как Лидия Корнеевна? Чему могло бы учиться у нее христианское братство?

Свящ. Иоанн Привалов: Я думаю, что актуален. Мы могли бы у нее учиться правдивости, точности. Когда мы размышляли в нашем православном братстве о творчестве Лидии Корнеевны, определяющим был такой тезис: "Кто не услышит голоса правды, тот не услышит и Бога".

Она, несомненно, духовный писатель. Лидия Корнеевна много пишет о правде, совести, справедливости, о том, как с ними должна соотноситься жизнь человека. Поэтому в этическом плане она напоминает мне двух людей - мать Марию (Скобцову) и Дитриха Бонхеффера: мать Марию своим материнством, своим пророческим даром, а Бонхеффера - высокой интеллектуальной честностью, правдивостью.

Лидия Корнеевна не была человеком церковным. Более того, видно, что она всячески дистанцировалась от церковного опыта. Встреча с такими людьми ставит вопрос о воцерковлении веры - ведь вера может быть нецерковной. Для меня знакомство с Лидией Корнеевной и общение с Еленой Цезаревной Чуковскими было противоядием против "церкви как гетто", т.е. понимания церкви как ведомства, которое занимается своими отдельными вопросами.

Может ли церковь быть в диалоге с людьми, которые, несомненно, духовные, высоконравственные, и в то же время принципиально не относят себя к церкви? Они не враждебны церкви, но и не хотят быть в церкви. Почему? - Тайна. Очень легко все списать на грехи церкви - "вот, они встретились с недостойной церковной реальностью". Но нет, и у Лидии Корнеевны были очень достойные учителя, друзья, начиная с глубоко верующей бабушки. Почти весь круг её общения был верующим - Анна Ахматова, Борис Пастернак, Тамара Габбе, Александр Солженицын, Алексей Пантелеев - некоторые их них были церковными людьми, некоторые почти нецерковными, но все, так или иначе, верили во Христа. Сама же она оставалась человеком неверующим.

Я много думаю как раз вот об этой тайне ее неверия. По складу, по всему, она должна была быть верующим человеком: она - человек, верующий в правду, в высшую Правду. И сама она иногда говорила загадочно, что "никто не знает, кто верующий, а кто неверующий".

Лидия Корнеевна - для нас - иная, вглядывание в такие судьбы, вслушивание в дела, слова и поступки таких людей помогает нам понять всю сложность этого мира.

Мы иногда не чувствуем, что есть тайна веры и тайна неверия. Не всё можно объяснить, доказать, исправить. Но вот то чувство неизъяснимой радости и благодарности Богу, которые живут во мне после встречи с Еленой Цезаревной и Лидией Корнеевной, углубило во мне веру в Бога и человека, подарило чувство непреходящего счастья.

Материал подготовили Юлия Балакшина, Дарья Макеева
Информационная служба Преображенского братства

ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ