ИС: Литературная газета, № 54
ДТ: 4 мая 1952 г.

"Здесь ребята крепко спят"

Разноцветные книжки для маленьких - с картинками и звонкими стишками. Раскрываю одну и читаю:

Вы не квакайте, лягушки,
Под окошком у ребят!
Здесь кроватки-раскладушки,
Здесь ребята крепко спят.

Раскрываю другую, читаю:

Там, где сосны, там, где ели
И березы стали в ряд,
Там на беленьких постелях
Малыши спокойно спят.

Раскрываю третью, читаю:

В тихий час глаза сначала
Закрываться не хотят.
Но усталость закачала,
И ребята, крепко спят.

Книжки разные, написаны разными авторами. "Здесь ребята крепко спят" - это из "Калитки в сад" Е. Тараховской (1949). "Малыши спокойно спят" - это из книжки О. Высотской "День за днем" (1950). "И ребята крепко спят" - это из "Нашего Андрейки" Ю. Яковлева.

Все это я пишу не в укор уважаемым авторам, которые, каждый по-своему, добросовестно служат великому делу воспитания советских детей. Но я считаю своим долгом отметить на этом рельефном примере одну из наиболее опасных тенденций, проявившихся в последнее время в некоторых детских стихах; стремление к стандартизации формы, к нетворческому использованию трафаретных сюжетов, интонаций и ритмов. Разве не показательно, что все три стихотворных отрывка написаны одним и тем же размером, что в них один и тот же синтаксический строй, одна и та же система рифмовки и даже фразеология почти одинаковая?

Если бы здесь наблюдались подражание, заимствование, разговор был бы, конечно, короткий, Но в данном случае этого нет.

Просто в книжках для младших детей начинают кое-где вырабатываться дюжинные, ходовые, шаблонные приемы и формы, за которыми уже не чувствуешь индивидуальности автора, и знаменательно, что во власти подобных шаблонов оказались на короткое время даже и автор "Нашего Андрейки" Юрий Яковлев, у которого с первых же строк намечаются своя собственная тема и свой собственный стиль, даже такая талантливая поэтесса, как Е. Тараховская.

К сожалению, приведенные мною цитаты свидетельствуют и о другой, еще более прискорбной тенденции некоторых стихов для детей. Ведь ребенок, этот вечный непоседа, активнейший деятель нашей планеты, носитель неистощимой энергии, давно уже настойчиво требует от предлагаемых ему песен и сказок, чтобы они были полны той динамики, той воли к поступкам и действиям, какая живет в нем самом и сказывается во всех его играх. Почему же его любимые авторы дружно, один за другим, словно сговорившись друг с другом, уводят его от динамики, от бурного кипения жизненных сил, которое для него так притягательно, к самой неинтересной, самой статичной, бездейственной, бесфабульной теме - к тихому созерцанию всевозможных кроваток, в которых неподвижно покоятся спящие.

Особенно странно предлагать эти темы нашим детям, влюбленным чуть не с двухлетнего возраста в автомобили, самолеты, "лестницы-чудесницы", тракторы.

Можно ли забывать, что ребенку - особенно в нашу эпоху - больше всего дороги те народные и книжные сказки, которые зиждутся на борьбе, на конфликтах, на столкновении зла и добра, причем он чувствует себя участником этих конфликтов, ибо всегда отождествляет себя со всяким сказочным борцом за добро, всегда переживает его борьбу, как свою, - и здесь огромное педагогическое значение сказок.

В детской литературе все чаще появляются книжки, в которых "ровно ничего не случается".

Конечно, ребенку необходимы и тихие книжки, отражающие его повседневную жизнь - но эти книжки не должны вырождаться в бессюжетные зарисовки с натуры, в бесстрастное описательство, далекое от всяких конфликтов, приключений и действий, - описательство, которое в крайнем своем выражении приводит к тому любованию спящими, о котором мы сейчас говорили.

К счастью, названная тенденция едва лишь наметилась, и детская литература успешно преодолевает ее, так сказать, в собственных недрах.

Замечательная активность ребенка нашла, например, свое выражение в недавно вышедшей "Ежинке" В. Осеевой:

Мама, ноги у меня
Все равно что два коня!..
По камням и по пескам,
Через речку по мосткам,
По полям и по лугам...
Как я рад своим ногам!

Здесь чудесно выражена динамика детства - основное качество наших малолетних читателей, с которым нам нельзя не считаться.

Корней Чуковский

Яндекс цитирования