ИС: "Правда"
ДТ: 8 сентября 1936 г.

Унылые педагоги

(Письмо из Киева)

Спрашиваю у школьников 9-го класса:

- Кто такой был Тютчев?

Отвечают:

- Футболист... Чемпион футбола.

И только один говорит неуверенно, что какой-то Тютчев был как будто писатель.

Тут, в Киеве, такой разговор происходил у меня не раз и не два. И в пионерлагере Ленинского района (Боярка), и даже в рецензентском кружке при магазине "Детская книга".

Между тем читают здешние дети много и жадно. И в форпостах, и в трамваях, и на баштанах, и на пасеках - всюду видишь детей, самозабвенно пожирающих книги.

Но книги эти отнюдь не классические. Вне школы, сами для себя, для своего удовольствия никаких Тургеневых школьники не станут читать. Даже "Войну и мир", даже "Анну Каренину" они читают с натугой, как тяжелую нагрузку по внешкольному чтению, не испытывая никакого восторга.

Все дело именно в удовольствии, в радости. Но здешними педагогами как будто приняты меры, чтобы отбить у детей и подростков всякую охоту к изучению классиков.

Вот стоит у доски преподавательница русской литературы тов. Ирак. На партах сидят многочисленные представители той же профессии и слушают ее обширный доклад. Это конференция учителей о планах преподавания русской словесности в новом школьном году.

Я слушал этот доклад и не верил ушам.

Та же мрачная социологизация всех мельчайших литературных явлений. Та же унылая "проработка".

Знаете ли вы, например, в чем польза изучения Жуковского? Вовсе не в том, что дети, читая его гениальный "Кубок", его "Роланда-оруженосца", его "Одиссею", полюбят "пленительную сладость" стиха, столь восхищавшую Пушкина, а в том, что... им станет ясно, как выгодно знать с ранних лет французский и немецкий языки.

Так и сказала тов. Ирак:

- Говоря о Жуковском, я акцентирую перед учащимися значение знания иностранных языков.

Конечно, она тут же заявила, что Жуковский - "романтик умирающего класса", что у него нет "социальных перспектив" и прочее, и прочее, и прочее...

С Державиным она обошлась еще круче. Дрянь был этот хваленый Державин. А былины? Неизвестно, зачем изучать их четыре часа. Довольно, пожалуй, и двух...

Тут же тов. Ирак поделилась с нами своим великим открытием: оказывается, Илья Муромец был... сын кулака.

И никто из педагогов не запротестовал. Все мирно и благодушно записали в тетрадки: "Илья Муромец был сын кулака". В развернувшейся дискуссии обнаружилось, что:

1. Новых программ по преподаванию литературы Наркомпрос Украины еще не дал.

2. Новых учебников нет.

3. Новые методологические установки еще не выработаны и не доведены до учителей.

Правда, совсем недавно вышел из печати "Методичний лист до осiннiх учительских конференцiй 1936 року", но в нем отсутствуют какие бы то ни было конкретные указания, а есть лишь общие благопожелания о "привитии ученикам любви к литературе".

Конечно, все это беда поправимая. Главное, в Киеве имеется крепкая когорта мастеров педагогики, сумевших наперекор учебникам и вопреки программам, так наладить преподавание, что любого их ученика можно сразу узнать по высокой литературности.

Казалось бы, именно на этих передовых педагогов Наркомпросу и надлежало бы опираться в борьбе за высокое качество преподавания словесности. Между тем руководящие, основные доклады на важнейшей своей конференции он поручает разным безответственным лицам, которые, как мы видели, несут вздор.

К. Чуковский

ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ