ИС: "Правда"
ДТ: 2 сентября 1940 г.

Патриоты школы

О школе теперь пишутся такие рассказы и повести:

- Школьники были ужасно разнузданные. Сделали себе пистолеты и палили на уроках в педагога. Но вот назначили к ним старого учителя Тютькина, и он в два месяца сделал их шелковыми. Они прямо влюбились в него. Теперь их не узнаешь: тихони, отличники, получили переходящее знамя... А были сквернословы и лодыри.

Читаешь эти сусальные повести, и хочется ругаться от досады.

Конечно, это очень приятно, что Тютькин оказался такой обаятельный, - личное обаяние учителя есть великая педагогическая ценность, - но нельзя же всю школьную практику строить на одном только личном обаянии учителя!

Вот в 610-й школе, в Москве, был такой класс - четвертый, которым все наперебой восхищались. Он и, правда, был удачливый, яркий. Вела его неплохая учительница, любимая всеми детьми.

Но случилась неожиданная вещь.

Когда этот класс из четвертого сделался пятым, и "обожаемая Марья Алексеевна" отошла от него, его словно подменили: ни навыков к труду, ни дисциплины, ни коллективной сплоченности, - весь какой-то развинченный, шаткий.

И был в этой школе еще один - тоже четвертый - класс, гораздо тусклее, невзрачнее. Его считали отсталым и говорили о нем укоризненно. И ставили ему в пример его соседа. А в нем в это время шла тихая, подспудная работа по сплочению разрозненных ребяческих душ в коллектив, и едва коллектив создался, он стал могучим орудием самовоспитания учащихся.

Таким образом, в школе случилась еще одна странность: когда этот "серенький", непрезентабельный класс в свою очередь сделался из четвертого пятым, оказалось, что он оставил далеко за собою прошлогоднего своего "победителя".

Иначе и быть не могло. Ибо действенна лишь та педагогика, которая формирует характеры школьников не на короткий сезон, не на ту или иную учебную четверть, а навсегда, на всю жизнь.

Школьный коллектив, как могучее орудие самовоспитания учащихся, - не мираж и не миф, а живая повседневная реальность. Недавно на этих же столбцах мы прочли, как в 13-й школе Петроградского района (в Ленинграде) десятый класс остался на целое полугодие без воспитателя - и не только не расхлябался (что непременно случилось бы в прежнее время), а, напротив, стал так напряженно, энергично и чётко работать, как никогда не работал ни при одном воспитателе!

К сожалению, работе коллективов еще сильно мешают учащиеся, которых мы так снисходительно и благозвучно зовем "дезорганизаторами школьной учебы". Обуздать их необходимо немедленно. Нет никакого сомнения, что после этого школьные коллективы получат возможность работать с удесятеренными силами.

Но уже и сейчас работа некоторых детских коллективов над самовоспитанием огромна.

Прочтите, например, такое объявление:

"Сегодня, после уроков, в помещении 10 класса состоится публичная защита диссертации на соискание ученой степени доктора бездельных наук

бездельником Львом Реминым

и лодырем Валентином Колесниковым

на тему: Долго ли мы будем бездельничать?

Официальные оппоненты: комсомольцы 10-го класса".

Эту цитату мы заимствуем из третьего номера рукописного журнала "Острие", который издавался в Москве в минувшем учебном году учащимися десятого класса 175-й школы.

"Острие" - журнал совершенно особенный. Это не стенгазета, которая часто в наших школах чуть-чуть официальна и нахмуренна. В классе, где создавался журнал, было всего 27 человек; за многие годы они уже успели сродниться. Отсюда - дружеская бесцеремонность его экивоков и шуток. Это в полном смысле слова - журнал для себя.

И вот знаменательно: эти подростки, ведущие журнал для себя, так талантливо владеющие карандашом и пером, всю силу своих дарований отдают одной единственной цели: поднять дисциплину и успеваемость класса, обличить малейшее проявление невежества, некультурности, разгильдяйства, неряшливости.

Это - жаркие патриоты класса. Они для того и назвали свой журнал "Острие", чтобы царапать, колоть, протыкать нарушителей той высокой коллективной морали, за которую они так ревностно борются.

Они разоблачают учащихся, которые списали у кого-нибудь решение задачи или притворились больными, или подсказали кому-нибудь забытое слово, или сами ответили урок по подсказке, то есть клеймят своих же товарищей за такие деяния, которые в школах чуть не всего человечества узаконены тысячелетней традицией.

При помощи своего журнала сами школьники долгом считают обличать своих же ближайших товарищей во всякой самой ничтожной проделке, направленной к обману учителя. И никто не называет их за это фискалами. Всем понятно, что честь коллектива требует таких разоблачений.

Самовоспитание школьников производится отнюдь не нотациями. Это было бы пресно и недоходчиво. Журнал пользуется для этого всевозможными жанрами, изобретает самые неожиданные литературные формы. Он предлагает читателю то "Подслушанный телефонный разговор", то "Новогодние частушки", то "Новое письмо Ваньки Жукова", то "Периодическую систему элементов 10-го класса (по Менделееву)", то пародию на Зощенко, то пародию на бравого Швейка.

Особенно беспощаден он к тем, кто плохо знает родную словесность. После того как в классе писались очередные сочинения по Чехову, он выудил из сочинений самые вопиющие промахи и составил из этой мозаики забавный рассказ:

"В "Вишневом саде" Раневская золотые (?!) рубли раздавала. Это возбуждает разные подозрительные мысли: может быть, Раневская (или еще точнее "Раевская") была фальшивомонетчицей, так как легально в России золотых рублей не было. У Лопахина несколько отцов было вместо одного (не правда ли, странно?)" и т. д., и т. д. - дан самый резкий разбор наиболее недопустимых ошибок.

Публицистика в журнале встречается редко, но и в ней все та же - единственная - забота журнала:

"Сознают ли эти товарищи (получавшие плохие отметки), что своим бездельем, своей халатностью они тянут весь класс вниз? - взволнованно восклицает журнал. - Считают ли они себя членами нашего коллектива? Сознают ли они, что имеют перед классом, перед школой определенные обязанности? Какое право имеют они получать плохие отметки?".

Так борются сами учащиеся за облагорожение своего школьного быта, и в этой борьбе мы должны им помочь.

К. Чуковский

Яндекс цитирования