ИС: «Современный запад» №3
ДТ: 1923

Английская драма в 1922 – 23 годах

В минувшем году в английской драме по-прежнему не наблюдалось оживления. Публика упорно не желала смотреть новые пьесы и охотно посещала театр, когда ставились пьесы довоенного времени. Самым серьезным успехом пользовалась одна из старых драм Джона Голсуорти, а новинка того же автора «Окна» выдержала всего пять или шесть представлений. То же произошло и с новой пьесой популярного английского драматурга Пинеро «Заколдованная Хижина». Она потерпела крах, несмотря на злободневность сюжета: в пьесе изображен раненый английский солдат, который, ненавидя свое искалеченное тело, прячется в глуши, подальше от людей. После нескольких представлений пьесу пришлось снять. Но старая пьеса того же автора «Вторая миссис Тэнкерей» шла весь сезон с аншлагом. Другая старая пьеса того же Пинеро «Веселый лорд Кью» делает полные сборы в театре «Хиз Мэджести».

Публика явно тяготеет к устарелым сюжетам, которые не могут ее волновать. Она не желает, чтобы в театре затрагивались жгучие современные темы. Провалилась прекрасная пьеса молодого драматурга Молтби «Мистер Бадд из Кеннингтона», лишь потому, что в ней отражается хаос, господствующий ныне в Европе. Зато с огромным успехом прошла ловко скроенная по готовым образцам салонная комедия Сатро «Дама, которая смеется» – из быта лондонской аристократии.

В нынешнем году то же самое. Публика требует, чтобы театральная пьеса была бойко рассказанным анекдотом, не имеющим никакого отношения к действительности. В одном из лучших лондонских театров «Гэймаркэт» идет в настоящее время пьеса Вэчела и Симсона «Plus fours», содержание которой сводится к такому анекдоту. Жил плохой беллетрист, его романы не имели успеха. Он пригласил к себе нового секретаря; тот научил его, как нужно писать романы, – и романист создал такой превосходный роман, что сразу стал и славен, и богат. А секретарь оказался переодетой девицей; девица, посещая романиста, надевала брюки и выдавала себя за мужчину. Узнав, что секретарь – не мужчина, благородный романист немедленно женился на ней.

Несколько серьезнее пьеса, поставленная в другом лондонском театре «Аполло». «Крыша и четыре стены». Ее автор Тэмпл Тэрстон, небезызвестный романист. Содержание пьесы такое. Был композитор, творения которого не имели успеха. Чтобы познакомить издателя со своими творениями, композитор просит жену спеть их. Жена спела. Издатель пришел в восхищение. Но не от музыки мужа, а от пения жены. Муж оказывается на заднем плане. Жена едет в Италию и становится великой певицей. Муж завидует ей и страдает. Главную роль исполняет знаменитая артистка Нэйльсон Тэрри. В пьесу вкраплено много музыкальных номеров, написанных Норманом О’Нэйлом. Пьеса слушается с большим удовольствием, но идейное ее значение ничтожно.

Упадок театра характеризуется также и тем, что значительное количество пьес являются переделками из повестей и романов. Так, знаменитый английский романист Джозеф Конрад только что переделал в театральную пьесу свой нашумевший роман «Тайный агент»; пьеса пойдет в театре «Эмбэссадорс». Романист А. С. М. Гэтчинсон переделал в пьесу свой роман «Если придет зима»; пьеса ставится в театре «Сэнт Джемс». В театре «Стрэнд» с огромным успехом идет переделка знаменитого романа Роберта Стивенсона «Остров Сокровищ» и т. д., и т. д.

Особенно любимы англичанами обстановочные пантомимы и феерии – revues. Во многих театрах они ставятся по два раза в день. Так, в театре «Лисиум» в настоящее время идет пантомима для детей «Робинсон Крузо»; в театре «Павильон» – «Робин Гуд», в театре «Гипподром» – «Золушка». В «Сэнт-Джэмс театре» только что закончились представления знаменитой пьесы «Питэр Пан» Джемса Барри.

Из опереток наименьшим успехом пользуется «Восьмая жена Синей Бороды», поставленная в Квинз-театре и «Девица из кабаре» Джером Кэрна, поставленная в «Уинтер Гардене».

Никаких попыток новаторства, никаких отклонений от общепринятого банального стиля. По-прежнему новое и свежее приходит в английский театр извне. Жизнь английскому театру дают лишь гастролеры, лишь такие деятели сцены, которые возникли на другой – более здоровой и плодородной почве. Всем памятно, какое обновление внесли в лондонскую театральную жизнь гастроли ирландского театра, где ставились пьесы Джона Синга, леди Грэгори, Вильяма Иэйтса. Теперь ту же роль (хотя и в меньшей степени) выполняет гастролирующая в Лондоне труппа шотландского народного театра. Особенно очаровала всех пьеса шотландского драматурга Дж. Э. Фергюсона «Кэмпбэлл из Килмхора». Хотя полуцирковая сцена театра «Колизей», где идет эта пьеса, слишком велика и неуютна для таких тонко-поэтических произведений, но даже и в этой обстановке английская публика не могла не почувствовать обаяние подлинного искусства.

При таком отсутствии собственных творческих сил поневоле приходится прибегать к помощи иностранного творчества. Так, в театре «Риджент» в настоящее время идет очень оригинальная пьеса, написанная чехословаками, братьями Цапек. В прошлом году братья Цапек прославились в Праге фантастической пьесой, под заглавием «Р. У. Р.», где изображался бунт фабричных машин, наделенных мозгами: машины взбунтовались и свергли людей. Теперь с таким же успехом в Праге, Берлине и Нью-Йорке прошла другая фантастическая пьеса тех же авторов «Из жизни козявок». Почти все действующие лица этой пьесы – насекомые. Ее-то и ставит теперь один из лучших английских театров «Риджэнт». В ней три акта, пролог и эпилог. Музыка написана Фредериком Остином. Идейного значения она не имеет почти никакого, и лучшее в ней – костюмы.

Единственное богатство английского театра – его великолепное прошлое. В лондонском театре «Олд Вик» идет с большим успехом «Двенадцатая ночь». Роль Тоби играет Роберт Аткинз. В апреле нынешнего года вся театральная Англия чествовала день рождения Шекспира. На родине драматурга, в Стрэдфорде на Эвоне, с большим энтузиазмом был сыгран цикл Шекспировых пьес: «Мера за меру», «Сон в летнюю ночь», «Макбет» и «Ричард III». Празднества длились почти месяц: начались 23 апреля и закончились 19 мая. А между тем нынешний год не включает в себя никакой юбилейной даты: Шекспир родился 359 лет тому назад.

К. Чуковский


Вернуться к оглавлению страницы


Яндекс цитирования