ИС: «Речь»
ДТ: 12 (25) июля 1907 г.

А. Рославлев. Сказка о трех царских девах и об Ивашке, поповском сыне. Книгоиздательство «Eos». Спб.

Книжка эта производит впечатление приятной ненужности. Она, претендующая на народность, заимствована даровитым поэтом не у народа, а у Пушкина, Ершова и даже - Валерия Брюсова.

Как они друг-другу любы!
Он ее целует в губы -

говорит В. Брюсов. А г. Рославлев перепевает:

Как они друг дружке любы,
Он целует жарко в губы.

Такие перепевы кажутся странными, ибо никогда еще искусство так не стремилось к слиянию с народом, как в наше время.

Когда лет 30 назад была провозглашена формула: "Нужды народа, даже наперекор мнениям народа", - в искусстве ей соответствовало творчество Маковского, Перова, Прянишникова, взявших народ объектом творчества, но не слившихся с ним в самом творчестве. Сюжеты, а не формы; объект, а не субъект искусства - были проникнуты народностью. В поэзии Алексей Толстой дошел до того, что перелагал в народные стихи свои шеллингианские взгляды. Теперь - пора самой сильной реакции против такого декоративно-народного творчества.

Несторов, Суриков, Рябушкин - в живописи показали нам, как можно слиться с самой стихией народа, именно с тем комплексом его "мнений", который отвергался 70-ми годами. В поэзии начинаются интересные попытки гг. Ремизова, Городецкого и др. заглушить псевдонародные вирши гг. Аполлона Коринфского, Панова, Дрожжина, полагающих в "ах, ты гой еси!" - высшую степень народности. Растет интерес к народной религии, к апокрифам, причитаниям, к народному вкусу, к мистике народного мироощущения. Г. Рославлев как будто в стороне от этого течения, он взял слова, образы, размер, стиль из литературы, из книжки, вновь перетасовал их и - так как он человек талантливый - получил в результате новую книжку, очень хорошую, но увы! - только книжку.

К. Ч.


Вернуться к оглавлению страницы


Яндекс цитирования