ИС: Писатель для взрослых и детей, Moscow News
ДТ:2002

Писатель для взрослых и детей

На прошлой неделе мы "выпустили кота из мешка", упомянув имя Корнея Чуковского в статье, посвященной его дочери. 31 марта - 120ая годовщина со дня рождения этого удивительного писателя. Рассказывая о Чуковском, очень трудно решить, с чего же начать. На самом деле, для большинства читателей советской эпохи, Чуковский был патриархом русской литературы, автором детских стихов, гениальным дедом, окруженным маленькими детьми, завороженно слушающими его стихи и сказки. Однако это только один из его образов, и можно долго ломать голову, пытаясь понять, какой же из них - подлинный.

Настоящее имя писателя - Николай Корнейчуков. Он родился в Санкт-Петербурге в 1882 году. В детстве он страдал от того, что был незаконнорожденным ребенком: его отец оставил мать-крестьянку. В семье Николая (состоявшей из мамы и сестры), имя отца никогда не произносили. Мальчик не знал даже своей собственной национальности - еврей ли он, русский или украинец.

Возможно, проблема самоопределения молодого автора и стала причиной того, что он изобрел себе затейливый псевдоним. Он взял свою настояющую фамилию и превратил ее первую часть в имя, а остальную - с помощью окончания "ский" - в фамилию. А еще он изменил себе отчество: вместо Васильевич взял - Иванович, возможно, из протеста против ненавистного ему отца.

Когда Чуковский вырос, он превратился в долговязого юношу с узким лицом и большим носом. Этот карикатурный персонаж стал одним из самых блистательных литературных критиков и журналистов начала 20го века. Он был особенно известен за свой язвительный язык. Но не все современники признавали его: такие разные люди, как поэт Александр Блок и религиозный мыслитель Василий Розанов довольно сдержанно высказывались о его критических работах.

Впечатляет лишь один объем критических произведений Чуковского. Он писал обо всех известных современных литераторах России: Антоне Чехове, Леониде Андрееве, Максиме Горьком, Александре Блоке, Анне Ахматовой и других. Но его основным занятием стала история литературы. Чуковский написал много книг о русском поэте Николае Некрасове. Этот выбор не случаен: Некрасов был вполне безопасным объектом для изучения при советском режиме, т.к. считался радикальным демократом. Можно сказать, что Чуковский был хитрым лисом: он сумел адаптироваться к советскому режиму без отказа от всего, за что он боролся, т.е. традиций русской литературы. Было очевидно, что шансов продолжать карьеру литературного критика у него не было. В Советском Союзе критики стали сторожевыми псами при литературе, и Чуковский был вынужден окончательно отойти от этого занятия. Другим мудрым шагом с его стороны было переключение на детскую литературу и переводы английских и американских авторов прошлого века (Уолт Уитмен был одним из его любимых поэтов, хотя этот выбор и представляется нам сейчас довольно странным).

Все, что делал Чуковский, он делал блистательно, или очень хорошо. Поколения русских детей воспитывались на его стихах. Впоследствии, во времена Оттепели, Чуковский намекал, что детская сказка о Тараканище, который терроризирует всех животных, была на самом деле тонко завуалированной пародией на Сталина. Но, поскольку поэма вышла в 1923 году, когда Сталин был еще довольно темной фигурой, это звучит не очень правдоподобно. В любом случае это примечательное совпадение.

Несмотря на всю осторожность и хитрость Чуковского, 20ые и 30ые годы были для него очень трудными. Он был жестко раскритикован в советской прессе как подлый интеллектуал-буржуа, прислуживающий враждебному классу. Даже его детские стихи были забракованы как пережиток из дореволюционных детских.

Невзирая на все невзгоды, которые могли бы сломить более слабого человека, Чуковский продолжал работать и издавать книги (к сожалению, очень мало его серьезных работ выходило из печати в 30ые годы после публикации книги о Некрасове и классической работы о принципах художественного перевода в 1930 году). После Второй Мировой Войны положение Чуковского улучшилось, и его работы стали издаваться большими тиражами.

Сложно даже перечислить все области, в которых работал Чуковский. Он внес значительный вклад в лингвистику, в особенности, в критику буржуазно-бюрократического жаргона в Советском Союзе. К сожалению для русского языка, большинство его замечаний так и не были учтены.

В 1928 году Чуковский начал работать над уникальной серией под названием "От двух до пяти". Эта серия, которая выдержала 21 издание только при его жизни, представляет собой собрание коротких детских высказываний с комментариями Чуковского.

Корней Чуковский также рассказал о своем поколении в книге воспоминаний "Современники" и уникальном альбоме "Чукоккала", своеобразном сборнике литературных "разностей".

Я имел счастье неоднократно встречаться с Корнеем Чуковским на рубеже 60х годов в его переделкинском доме. Казалось, он всегда готов рассказать одну из своих многочисленных историй, правда, рассказав анекдот, напрочь о нем забывал, что, впрочем, не исключало его повторения (не забывайте, что в это время ему уже было за 80). Особенно я любил историю о его посещении поэтического чтения одного известного актера. Как все настоящие любители поэзии в России, Чуковский не выносил актерского чтения стихов. После чтения актер подошел к Чуковскому и сказал: "Очень рад, что у Вас такое выразительное лицо, но зачем же надо было обязательно садиться в первом ряду?"

Неподалеку от своего дома Чуковский построил детскую библиотеку. При этом он не пускал в нее круглых отличников, т.к. считал их туповатыми. Это и привело к конфликту с директором местной школы.

В 1962 году, несмотря на возражения старых коммунистов, Чуковскому была присуждена Ленинская премия. Оксфордский университет также присвоил ему почетную докторскую степень за его работы о Некрасове.

Как все великие люди (а Чуковский к этому времени уже вжился в этот образ), он временами мог быть невыносимым. Иногда он был откровенно груб со случайными посетителями, а порой и приглашенные гости были вынуждены покинуть дом, так и не повидав Великого Старика, который предпочел поработать вместо приема гостей. Возможно, такое поведение объясняется удивительной трудоспособностью Чуковского.

К концу своей жизни Чуковский совершил поступок, который можно расценить как прямой вызов властям. Он разрешил диссидентскому писателю - Александру Солженицыну - жить в своем доме. Чуковский понимал, что благодаря своей прочной репутации, бояться ему нечего. Этот поступок открыл нам новую грань этого удивительно разностороннего человека.

Корней Чуковский умер 28 октября 1969 года, в Кунцевской больнице, где он проходил лечение.

Сегодня дом Чуковского в Переделкино - это уникальный литературный музей, который должен посетить каждый, кто хочет лучше понять этого писателя и его время.


SBS

перевод Д.Авдеевой

Оригинал статьи на английском языке - A Writer for Children and Adults


ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ