ИС: Итоги, №15 (565)
ДТ: 15 АПРЕЛЯ 2007

Детские уроки свободы - "Неистовый Корней" - в Трубниковском

На выставку в Литературном музее, посвященную 125-летию Корнея Ивановича Чуковского и 100-летию со дня рождения Лидии Корнеевны Чуковской, не нужно забегать на минутку. Экспозиция открыта до 30 июля и можно выбрать удобное время. Сюда имеет смысл приходить так, как вы ходите в гости, - основательно, со вкусом, надолго. Корней Иванович любил гостей - "Чукоккала" тому лучшее доказательство (она здесь лежит под витринным стеклом). В доме у него (и на даче в Куоккале, и позже в Переделкине) люди бывали самые разные - старые и молодые, известные и не очень. Можно понаблюдать за "обычным времяпрепровождением" на террасе дачи Чуковских, запечатленным Юрием Анненковым. В компании, помимо Репина и автора шаржа, еще и Николай Николаевич Евреинов, о котором хозяин дома написал так: "Совмещая в себе ученого-историка, музыканта, режиссера и драматурга, особенно гордился своим искусством жонглера. В данном случае он демонстрирует это искусство, подбрасывая одну из рюмок с моего стола". Рядом - портреты спорящих Репина и Чуковского, которые нарисовал... окурком поэт Маяковский. Рядом - фотография детей, катающихся по льду Финского залива под зимним парусом.

Прежде чем вы заглянете в выставочные залы, не забудьте подойти к стенду, где лежат обычные СD-плееры. На дисках - запись голоса "дедушки Корнея", читающего "Муху-Цокотуху", многострадального "Крокодила", а также вспоминающего об Александре Блоке, Анне Ахматовой, Антоне Чехове... Конечно, это подарок детям, чтобы и они узнали это чудо - лукавые, печальные, мудрые интонации автора, читающего о злоключениях Мухи-Цокотухи, о подвигах Вани Васильчикова, о храбром Кузнечике. Но это еще и шанс для нас - заглянуть в собственное детство.

Игровое, плясовое измерение культуры в полной мере живет не только в "Чукоккале", письмах, открытках, рисунках и фотографиях разных лет. Оно живет, конечно, в детских книжках, которых премного написал Чуковский. В экспозиции им посвящен отдельный зал. Здесь - первые иллюстрации к "Крокодилу", исполненные Ре-Ми, художником-"сатириконовцем" Ремизовым, который станет потом трудиться в Голливуде. Здесь можно найти рисунки Анненкова к "Мойдодыру". Здесь живет "Бармалей", нарисованный Добужинским после прогулок с Чуковским по Бармалеевой улице... Тут обретается "Тараканище" в картинках Виктора Пивоварова.

В 1917 году, когда дочке Лиде было десять лет, она попросила: "Папа, у тебя бывает бесписное время, пиши тогда для детей". Как ни странно, "бесписное" время пришло, когда слава его детских книжек разошлась не только по Руси великой, но и дальше. В 1928 году началась борьба с... "чуковщиной". Только письмо Горького в "Правду" спасло если не "Крокодила", то его автора. Почти сорок лет спустя Чуковский напишет в дневнике: "Топтали меня ногами - запрещали - боролись с "чуковщиной" - и были разбиты на голову чем? Одеялом, которое убежало, и чудом-деревом, на котором растут башмаки". Поэтому встреча с Чуковским - это еще и урок свободы. Зал, посвященный его дочери, литератору, правозащитнице Лидии Корнеевне Чуковской, - еще одно подтверждение этому.

Жанна Васильева

ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ