ИС: не установлен
ДТ: не установлена

История одного необычного подарка

В исполком районного Совета
депутатов трудящихся
от Чуковского К.И.

ЗАЯВЛЕНИЕ

В честь 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции приношу в дар Кунцевскому райисполкому построенную мною детскую библиотеку (Переделкино, ул. Серафимовича, 3) со всем ее инвентарем и книжным фондом. Библиотека состоит из трех комнат с кухней. В ней есть водопровод и санузел. В настоящее время она обслуживает около 450 читателей. При ней оборудована «комната продленного дня» - в помощь отстающим школьникам.

Писатель Корней Чуковский

При сем прилагается план дома с остальной документацией.

Что и говорить, действительно необычный подарок сделал великий писатель переделкинским детишкам. Быть может, кто-то и засомневается в искренности намерений Корнея Ивановича. Мол, время было такое, партия сказала: надо. Или пиар такой у писателя. Да нет же. Стоит почитать дневники Корнея Ивановича, его современников, понимаешь, сколько сил он отдал созданию этой библиотеки, сколько трудностей преодолел, как он мечтал о ней, как любил ее.

Клара Лозовская, «Записки секретаря»: «…История этой библиотеки началась так. Маленький переделкинский житель Слава как-то пришел к Корнею Ивановичу и попросил у него книгу, которая научила бы его стать богатырем. Я не знаю, что за книгу облюбовал тогда для него Корней Иванович, но следом потянулась цепочка мальчиков и девочек, тоже требовавших книг. Корней Иванович сначала снимал книги со своих полок, а потом купил этажерку, поставил на террасе и заполнил ее книгами.

В это время в доме жила его племянница Катя, библиотекарша, которой он и поручил распоряжаться книгами. Детей приходило все больше, и тогда Корней Иванович начал поговаривать о том, что непременно надобно построить для них библиотеку.

(…) Первое время не было дня, чтобы Корней Иванович не вошел в библиотеку. Подолгу сидел в ней, разговаривал с детьми и их родителями. Иногда садился за стол и выдавал читателям книги.

«По-настоящему мне следовало бы бросить всю литературу – и заняться детьми, – читать им, развивать их к достойной человеческой жизни, а без этого – одна раздача книг – бесполезно», - записывал он в дневнике…»

Как же в то время власти отнеслись к такому подарку? Оказывается, мягко говоря, без энтузиазма. 31 марта 1958 года Корней Иванович записывает в «Дневник»: «Только с 1-го апреля (с завтрашнего дня) Поссовет берет на свой кошт библиотеку. Об этом мне сообщили по телефону: значит, после того, как я подарил ее Райсовету – я содержал ее полгода за свой счет». Интересно, в какое смятение привел писатель власти таким необычным подарком? На каких уровнях проходили согласования?

Но все же подарок принят. Поразительное сочетание – книги известного писателя, которыми и сегодня зачитываются миллионы юных читателей по всему миру, и… маленькая библиотека – подарок местным ребятишкам. Быть может, этот маленький домик отражает какую-нибудь черту характера Чуковского. А может, это и есть счастье – видеть рядом детей, воспитывать их, задумываться об их (наверняка хорошем) будущем, стремиться к нему?

…Смотрю на детей,
И усталого, старого тешит меня
Бесконечная их беготня и возня.
Да к чему бы и жить нам на этой планете,
В круговороте кровавых столетий,
Когда б не они, не вот эти
Глазастые, звонкие дети.

Прекрасные оптимистичные стихи. Однако у Корнея Ивановича были и моменты разочарований. Вот что он писал в своем дневнике: «Библиотека приводит меня в отчаяние. Я отдал ей столько души, убрал ее как игрушку, отдал огромные деньги, которых в то время было у меня не так уж много, – но дети кажутся мне грубыми, тупыми, тусклыми – не лучше родителей». Да, мы все занимаемся воспитанием, и знаем, что дети не всегда приносят радость. Что дети, как и любой из нас, помимо достоинств имеют и недостатки. Что, как всегда, хочется большего. Хочется научить всему хорошему, но кто-то в то же время учит плохому. Хочется развивать хорошие качества, но как-то сами по себе развиваются плохие – лень, безразличие… Как этому противостоять? На этот вопрос и ответил Корней Иванович. Не бездействовать, не мириться, не пасовать. Библиотека – это и есть ответ великого писателя, его вклад в воспитание наших детей, ключ к пониманию сути воспитания. Все, хватит слов, надо ехать!

Из Москвы с Киевского вокзала электричкой до платформы Переделкино минут двадцать. Потом по извилистой дороге к мостику через Сетунь. Поднявшись вдоль какого-то забора, сворачиваю на улицу Серафимовича. Почти в самом начале улицы библиотека Чуковского – маленький домик среди высоких сосен и елей Писательского городка. Снаружи вроде ничего особенного.

Вхожу внутрь. Знакомлюсь. Валентина Сергеевна Хлыстова работает в библиотеке уже около сорока лет. А на работу ее принимал сам Корней Иванович. Вот удача!

Валентина Сергеевна – очень гостеприимный человек – показывает библиотеку: на стенах фотографии многих известных людей, картины, нарисованные к произведениям Чуковского и масса интересных книг, многие из которых подписаны авторами.

– Главное для меня сегодня – это не только поддерживать хорошее состояние уже довольно старого здания, но и сохранить особый дух этой библиотеки, ее традиции, – говорит она.

– Что это такое – «особый дух библиотеки»? – спрашиваю я.

Валентина Сергеевна не дает определения типа «особый дух –это…», она начинает рассказывать. Сначала мне показалось, она говорит о чем-то другом.

– Мы были в пятом классе. Библиотека еще строилась, мы уже бегали сюда. Потом мы проводили здесь все свое свободное время, помогали во всем. Тогдашняя библиотекарь нас всему обучала. В амбарную книгу, разлинованную под инвентарь, мы вписали все первые книги, которые были в библиотеке. Их было 400. Это была наша библиотека, построенная для нас. Мы здесь чувствовали себя хозяевами.

Я была в активе, серьезно учила английский (ездила на курсы) и здесь немного занималась с малышами-дошкольниками. Корнею Ивановичу очень нравилось, когда люди занимались языком, он всех к этому призывал. И он пригласил меня работать в библиотеке. В 1962 году я пришла на работу в Переделкинскую библиотеку, тогда она так называлась. Имя Чуковского было дано ей после его смерти, но мы всегда ее так называли. Чуковская – и все тут.

Сюда приходят разные дети. Есть такие, которые вообще не читают. Я их прошу помочь книги на полки расставить. Я это специально делаю. Потом они выходят из-за стеллажей, смотрю, подмышками три-четыре книги. То картиночка понравилась, то заглавие. Потихоньку начинают читать. Меня спрашивают. Сначала я буду искать то, что им нравится, а когда они мне поверят, что-нибудь посерьезнее. Причем я говорю, не пойдет, не читай. Как врач пытаюсь нащупать, что человек будет читать.

Я понимаю, что все сказанное Валентиной Сергеевной и есть о том «особом духе» - воспитательном. Ощущаю что-то важное. Надо почитать книгу отзывов, хочется узнать больше, лучше разобраться.

«С приятным изумлением увидели, что идея нашего деда, прадеда и прапрадеда К.Чуковского не только жива, но и обогащается благодаря энтузиазму работников библиотеки, ее читателей. В частности, я, старшая внучка, хорошо помню возникновение идеи и первые, трудные шаги по ее осуществлению. Сколько неожиданных препятствий пришлось преодолеть!» Наталья   Николаевна   Костюкова  (Чуковская) – внучка, Мария Ивановна Шустицкая ( Костюкова ) – правнучка, Ирина Александровна Шустицкая, Коля, Наташа, Маша Шустицкие – праправнуки.

«Дух Корнея Ивановича витает в этой библиотеке. Просто удивительно, что есть еще истинные очаги культуры. Большое спасибо Валентине Сергеевне – настоящему библиотекарю! У Корнея Ивановича была интуиция!» Н.Котляр.

«Эта библиотека – лучший памятник К.И.Чуковскому!» 5а класс Солнцевской школы №1000.

Я прощаюсь. Выхожу из библиотеки, но мысли все те же – об «особом духе». Представляю себе детей, которые увлечены библиотекой, которые чувствуют себя там хозяевами. И вот тут приходит понимание огромнейшей воспитательной силищи того, что сделал Чуковский.

Вместе с этими мыслями пробуждается отвращение ко всем планам и программам воспитательной работы, лишенным «духа» и заполненным до краев популярными лозунгами и мероприятиями. Ведь и сейчас кто-то, сидя в кабинете, продолжает их плодить и рассылать по школам, детским садам и прочим, пытаясь навязать воспитание «по бумажкам» в которых нет и капельки души.

Олег Цветков 

ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ