ИС: "The St. Petersburg Times", Issue #1223(89)
ДТ: Tuesday, November 21, 2006
Перевод с английского Д. Авдеевой

ЧУКОВСКИЙ ПОКАЗАЛ, КАК МАЛО ПРОИЗОШЛО ИЗМЕНЕНИЙ

Коммунистическая система, как отмечал Джордж Оруэлл, не просто отличается от других в мире. Она вся как бы вывернута наизнанку. Возьмем, например, советскую литературу. Официальные произведения кажутся написанными для подростков. Писатели школы соцреализма выдавали простую, чрезвычайно доступную прозу и поэзию с двухмерными героями и легко усваиваемой моралью.

Если задуматься, Советский Союз был огромным детским садом. Население не должно было обсуждать указания, а, разбившись на пары «мальчик-девочка», маршировать в светлое будущее. Строительство коммунизма напоминало сбор конструктора «Лего» общенационального масштаба, руководствуюясь принципами Марксизма-Ленинизма.

Тем временем детская литература, напротив, процветала. Став убежищем для несогласных, она предоставляла относительную свободу для художественного самовыражения, хотя некоторых авторов, как поэта Даниила Хармса, все-таки подвергли гонениям.

Детская литература породила самые разрушительные для идеологии Советского Союза произведения. Ее критика советской реальности была более тонкой, чем диссидентская литература, зачастую действовавшая в той же плоскости соцреализма.

Широко известный детский поэт Корней Чуковский превосходил всех в колкой сатире советского режима, прикрытой наивным фасадом. Его «Великий и Ужасный Таракан» рассказывает о рыжем усатом насекомом, терроризирующем животное царство. Возможно, единственной причиной, по которой Чуковского не расстреляли на месте, была дерзость такой сатиры. Само признание в самодостаточном таракане Иосифа Сталина означало смертный приговор для его обвинителей.

Знаменитый «Мойдодыр» рассказывает о ходячем умывальнике, который отмывает юного автора, когда он отказывается сделать это сам. Это сатира на коммунистический проект трансформации общества, согласно которому государство стремилось превратить людей в здоровое, альтруистическое и счастливое стадо.

Подобно Библии, которая, согласно верованиям, содержит отсылки на все происходящее, у Чуковского, похоже, есть поэма на каждое событие в российской истории, включая совсем недавние.

Его «Муху-Цокотуху» можно читать как завуалированный комментарий событиям в пост-советской России. Муха с «позолоченным брюхом» случайно находит в поле монетку, совсем так же, как Россия-матушка открывает свое нефтяное богатство. Муха-Цокотуха использует свое состояние на оплату гулянок со своими друзьями.

Веселье, однако, прерывается появлением паука, который – подобно Михаилу Ходорковскому и другим олигархам 90х – рассчитывает высосать всю кровь из героини. Ее спасает молодой комар, который закалывает паука и объявляет о своем намерении жениться на мухе. Комар «в сверкающих доспехах» - это совершенно очевидно – Президент Владимир Путин, чей удивительный роман с Россией может продлиться и после окончания его второго срока в 2008 году.

И, наконец, «Крокодил» Чуковского очень хорошо подходит в качестве пародии на анти-грузинскую кампанию. Главный герой – иностранец крокодил - ходит по улицам Санкт-Петербурга, разговаривая по-турецки, преследуемый всем местным населением, включая полицейского. Так как он угрожает интересам коренных жителей, его отправляют на самолете обратно в Африку.

Едиственная проблема заключается в том, что Чуковский, умерший в 70-ые годы1, написал свои поэмы не только задолго до краха коммунизма; многие из них были написаны до Революции. Хотя такие ситуации уже известны. Немецкие экспрессионисты, похоже, смогли предсказать ужасы Первой мировой войны в своих довоенных произведениях. В случае же с Чуковским это говорит еще и о том, что несмотря на все внешние изменения, произошедшие с Россией за последнее столетие, глубинные тенденции остались почти неизменными.

Алексей Байер – коренной москвич, работает экономистом в Нью-Йорке

1. К.И. Чуковский умер в 1969 году. - прим. переводчика.

Оригинал статьи см. Chukovsky Shows Little Has Changed


ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ