Отклики членов жюри конкурса "Свобода говорить правду"

Когда мы только начали размышлять об идее конкурса, я очень точно знала: это попадание в десятку в пространстве нашего времени, хотя все логические доводы были против. Книги Лидии Чуковской восстанавливают ощущение подлинности в мире, который нас окружает, а это значит, они всегда будут находить своего читателя и читатель будет находить их. Ты не можешь объяснить, что с тобой происходит, но это животворит, исцеляет, не ранит, не давит, не пригибает, хотя ничего особенного не происходит, все очень просто, написано ясным, точным, красивым слогом. С тобой происходит что-то, чего ты не можешь определить словами: болит сердце, но это очищающее состояние. Я думаю, что это мощнейшее противоядие против машины равнодушия, которая нас сегодня пытается подмять под себя - от равнодушия, закрытости от мира, от его проблем, от его боли. Сердце откликается мгновенно, и это не зависит от возраста, от образования: человек сразу чувствует живое слово. Поэтому, я думаю, конкурс стал для многих учителей в каком-то смысле спасением от рутины и тривиальности школьной жизни, от бессмысленности обязательного и недостатка главного, ведь Слово Лидии Чуковской способно не только задать ориентиры, определить вектор жизни, но и дать веру в то, что жить по законам чести можно и должно.

И.П. Пономарева

***


Проведенный конкурс для меня оказался очень важен, в том числе из-за появившегося, хотя не сразу осознанного ощущения, что в разных концах страны живут и работают мои единомышленники. В то время когда умами и душами владеет растерянность от неизвестности культурных (не то что материальных) перспектив, для работающего учителя это ощущение очень важно. Оно подобно в чём-то песенному "возьмемся за руки, друзья" - хотя и романтически грустному к нынешним временам (впрочем, уже для автора к 90-м годам).

В этом смысле образ и творчество Лидии Корнеевны Чуковской - фактор объединяющий. А ведь не случайно в условиях конкурса была оговорка - опасение, что количество разработок может оказаться недостаточно... Да прибавьте тех, кто проводит уроки, но не знает о конкурсе или не захотел участвовать...

Для меня было бы важно еще узнать, каков возраст учителей-участников. Это к вопросу, не угаснет ли луч...

Некоторые отдельные размышления

Практически не оказалось работ для проформы. Ясно, что в меру сил и умений люди всерьез создавали свои "произведения". И важно, что по всей стране.

Очень важным мне представляется тот факт, что представили почти все произведения Л.К. Чуковской. Это еще раз доказывает, что литературу нельзя сужать в твердо обозначенный перечень: пути разные, цели - ПИСАТЕЛЬ и КУЛЬТУРА. Хотелось бы еще сказать - свобода. Вслед за писателем.

Т.Я. Еремина

***


Я читала работы, присланные на конкурс, параллельно перечитывала прозу Лидии Корнеевны Чуковской… И снова работы, и снова прозу… И думала, что до некоторых великих фигур, не так давно и ушедших, мы всё никак не дотянемся. Ну вот, например, две Лидии... Лидия Яковлевна Гинзбург... Лидия Корнеевна Чуковская...

Между прочим, освоиться в написанном ими основной массе читателей сегодня не дает, в том числе, тот механизм формирования нашей культуры, который давным-давно сложился.

У нас со временем отбирается круг тех авторов, которых изучают в школе. Их-то главным образом и читают. В результате эти авторы оказываются спасены от забвения - именно они, благодаря школьной традиции, и входят в сознание каждого следующего поколения. А другие?

Другие отходят на второй, третий, десятый план. И иногда уходят из культуры вовсе.

Можно ли смириться с потерей написанного Лидией Корнеевной Чуковской?

- Невозможно.

В феврале 1988, когда ее повесть "Софья Петровна" наконец-то выходила к читателю - публиковалась в журнале "Нева", цензор потребовал заменить в тексте только одно слово (все-таки это были уже годы "перестройки") - слово "спецотдел". Но Лидия Корнеевна наотрез отказалась: "Ни одного слова менять не буду… Пятьдесят лет я ждала, подожду еще пятьдесят".

Какой личностный масштаб надо иметь, чтобы так ответить?

Она, конечно, была сильной. И талантливой. А, главное, кроме литературного таланта обладала талантом человеческим. Была человеком чистой совести. Потому-то написанное ею и стало таким бескомпромиссным и ярким свидетельством о ее времени.

Такие, как она, как Лидия Яковлевна Гинзбург, как Надежда Яковлевна Мандельштам, на своих, когда-то хрупких и изящных плечах, вынесли культуру своей эпохи, память об этой эпохе. Потому-то для того, чтобы почувствовать и эту эпоху, и то, каково в ней было человеку, нужно читать не только стихи Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама, прозу Александра Солженицына и Варлама Шаламова, но и их прозу.

Можно сказать, что все они спасли честь страны - спасли благодаря тому, что любили. А раз любили, считали, что назло всему они должны запомнить и записать.

Хочу надеяться, что наш конкурс - не просто разовое, юбилейное мероприятие, а способ вернуть читателю написанное Лидией Корнеевной Чуковской. Причем не только юному читателю - нашим ученикам, но и их родителям. И учителям, поле видения которых благодаря этому конкурсу расширилось. То есть вернуть Лидию Чуковскую разным поколениям читателей. Может быть даже это способ повлиять на механизм хранения нашей культуры.

Е.С. Абелюк

Март 2012

ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ