Итоги конкурса "Свобода говорить правду"

Дорогие друзья!


24-го марта этого года исполнилось 105 лет со дня рождения Лидии Чуковской. В день ее юбилея мы подводим итоги конкурса уроков "Свобода говорить правду" по творчеству Лидии Чуковской, организованного нашим сайтом, совместно с газетой "Литература".

Но прежде, чем перейти к объявлению победителей, хочется вспомнить пусть небольшую, но как теперь видно, славную историю этого замысла.

История конкурса

Все началось в апреле 11-го года. Ирина Пономарева, учительница из Архангельска, давний наш друг, человек, обладающий воистину деятельным и неослабевающим интересом к личности и произведениям Лидии Чуковской, написала нам письмо. "Почему бы не объявить на сайте конкурс методических разработок по творчеству Чуковской, уроков, презентаций…?", - писала Ирина Петровна. "Возможно, это хорошая возможность еще раз привлечь внимание учителей к ее книгам".

И действительно, почему бы не объявить? Идея эта казалось столь же заманчивой, сколь и невыполнимой. Хорошо бы устроить такой конкурс, и ох, как надо бы, но как привлечь участников? Ведь среди читателей нашего сайта, мы это хорошо знаем, не так много учителей. Кого позвать в жюри? Мы не профессионалы, как нам судить работы, сделанные в таком далеком от нас жанре как конспекты уроков? Вдруг существуют тут секреты мастерства, о которых нам ничего неизвестно? Все эти и многие другие вопросы мы задали Ирине Пономаревой. И спрашивая, уже как будто сожалели, что этой хорошей идее не суждено воплотиться.

Но жизнь, как водится, оказалась богаче наших ожиданий. Не прошло и двух недель как от неунывающей Ирины Петровны посыпались короткие и емкие как срочные телеграммы письма. Газета "Литература" согласилась поддержать наш конкурс, в жюри вошли Евгения Семеновна Абелюк, Татьяна Яковлевна Еремина, Лев Борисович Соболев. Их имена и заслуги звучат далеко за пределами профессионального круга. Это признанные лучшие учителя России, воспитатели нескольких поколений одаренных учеников. И стало понятно, конкурсу быть. Пусть нас мало, пусть у организаторов мало опыта, но когда судьба так явно, казалось даже осознано, благоприятствовала нашему начинанию, было и глупо и стыдно оглядываться на пути к отступлению.

Нельзя сказать, что нас охватила оптимистическая эйфория. Мы понимали, что произведения Лидии Чуковской неизвестны большинству учителей, что книги ее издаются небольшими тиражами, что они не входят в школьную программу, и поэтому у учителей нет большего стимула делать о них работы. Но появившаяся надежда внушала чувство, что конкурс должен состояться. В правилах мы сделали осторожную оговорку: "В случае, если на конкурс будет представлено менее 10 работ, жюри оставляет за собой право не проводить конкурс". Были среди наших знакомых скептики, которые считали, что мы и десяти не соберем. Мы верили, что соберем больше. Ненамного, но больше. Если бы на конкурс пришло 15 работ, мы, наверное, считали бы это удачей. В итоге 44 участника нашего конкурса прислали 47 работ (некоторые учителя присылали по два урока, выполненные в разных категориях). И это, без ложной скромности, поразительно!

География конкурса

Но не менее поразительно и другое. Наш конкурс получился действительно всероссийским, даже международным. Работы приходили из мест, удаленных друг от друга на тысячи километров. Из Мурманской области и из Алтайского края, из Волгограда и из Уссурийска. Из Литвы! Из Узбекистана! От учителей городских школ и от сельских учителей.

Впечатляющую географию конкурса можно проследить на карте, которую специально для нас сделала Надежда Дегтярева. На этой карте отмечены все участники, их школы и места, где они находятся.

Работы участников

Каждый, кто хотя бы однажды проводил конкурс, знает, что костяк работ, из которых потом выбирают работы победителей, образовывается достаточно простым путем, отметаются работы, сделанные с единственной целью заявить о себе, слабые, пустые, сделанные неаккуратно, впопыхах и вот он "сухой остаток".

В этом конкурсе все случилось иначе. Его участники поразили нас степенью неравнодушия к теме конкурса и, в целом, к своему учительскому труду. Нам было по-хорошему трудно выбирать, потому что среди присланных работ почти не было работ легковесных, созданных просто "для галочки". Мы увидели подлинный энтузиазм, вдумчивость, и добросовестность и поняли, что участники наши ставят перед собой не только узкую задачу "дать ученику знания", но и несоразмерно более широкую "воспитать настоящего человека". Темы верности, честности, человечности и самопожертвования, столь присущие творчеству Лидии Чуковской, стали сквозными темами присланных на конкурс работ. Нам особенно приятно было замечать в конкурсных работах не только учителя, но и читателя, которому мир произведений Лидии Чуковской близок и необходим. И какие вершины читательского понимания и чуткости нам открылись! Почти все присланные уроки, оригинальные, непохожие друг на друга, созданные с большим профессиональным мастерством, глубоко продуманные, могут служить образцами подлинного творчества учителей и их самовыражения.

"Ваш конкурс - это не только проверка знаний, развитие методического опыта учителя, но и стимул для новых открытий. Большое Вам спасибо за предоставленную возможность высказаться, поделиться мыслями", - написала Татьяна Ануфриева, учитель школы им. Александра Пушкина в Вильнюсе.

"Большое спасибо организаторам конкурса! Для меня творчество Л.К. Чуковской было настоящим открытием! Сколько осталось в душе невысказанного...".

Александра Сергеевна Келлер, лицей №4 города Камень-на-Оби

Такие открытия были одной из наших задач. И как хорошо, что всеохватывающая сила интернета позволяет создавать возможность для них.

"Хочу немного рассказать о себе. Я преподаю русский язык и литературу в академическом лицее № 4 при Бухарском государственном университете (г. Бухара, Республика Узбекистан). Случайно прочитав объявление о конкурсе, я захотела провести урок, познакомив учащихся с публицистическими произведениями Лидии Корнеевны Чуковской. Я была просто поражена тем, с каким неподдельным вниманием и интересом слушали меня ребята. Рада, что взялась за эту тему, получила огромное удовлетворение и радость от соприкосновения с творчеством интереснейшего человека, а ведь раньше я даже не читала ни одного её произведения. Теперь я постоянно буду проводить тематические уроки, посвящённые жизни и творчеству Л. Чуковской".
Людмила Мельникова

В ответ мы писали, что задумывая конкурс, надеялись именно на то, что не только ученики, но и учителя лучше узнают и поймут произведения Лидии Чуковской. И как бы в подтверждение того, что эти надежды оправдались, пришло очередное письмо от Людмилы Николаевны:

"… теперь запоем читаю повести писательницы, не могу оторваться. Счастье, что сейчас есть у нас возможность узнать то, что скрывали от нас целые десятилетия. Но мы, учителя, до тех пор можем называться учителями, пока учимся сами. Спасибо Вам и низкий поклон за радость открытия целой планеты под названием Лидия Чуковская".

Отклики членов жюри

Члены жюри тоже поделились с нами своими впечатлениями от знакомства с конкурсными работами и высказались о том, в чем они видят главную цель этого конкурса. Отклики Е.С. Абелюк, Т.Я. Ереминой, И.П. Пономаревой вы можете прочитать здесь.

Победители конкурса и премии

1-ая премия - в размере 30 тысяч рублей - по единогласному решению членов жюри присуждена Е.Н. Новиковой и М.В. Собашниковой за урок "Слово Маклая одно".

"Авторы этого бинарного урока по литературе и обществознанию для учеников 6 класса используют замечательный ход: повесть о Н. Миклухо-Маклае позволяет заинтересовать шестиклассников личностью ученого и путешественника. А главное - дает возможность задуматься над вопросом, почему, говоря о нем, писательница выбирает те или иные эпизоды, например, рассказывает о том, что он защищал права коренных жителей Новой Гвинеи. Такой ракурс рассмотрения позволяет поговорить с детьми о судьбе и времени самой Л.К. Чуковской, причем поговорить в общегуманистическом плане".
Е.С. Абелюк, Л.Б. Соболев

"… мне кажется, что дети на таком уроке переживают своего рода познавательное приключение, которое потом долго и с удовольствием будут вспоминать".
Ю.Б. Сычева

2-ую премию в размере 20 тысяч рублей жюри присудило Е.Р. Некрыловой и Е.Н. Сорокиной за метапредметный урок "… но если Страшный суд слова - на нем я чиста"..

"…наиболее сильная сторона урока во внимании к конкретике, например, к персонажам повести "Софья Петровна", к художественным деталям в этой повести, к художественному почерку Чуковской-лирика, к поэтике публицистики Чуковской - ее открытых писем "Гнев народа" и "Письмо Шолохову".
Е.С. Абелюк, Л.Б. Соболев

"…продуманный необычный подход к уроку и подаче материала, работа в группах над различными произведениями, парадоксальное преподнесение материала (суд), много дискуссий и обсуждений, хорошая презентация к уроку…"
Д.С. Авдеева

3-ую премию в размере 10 тысяч рублей каждому победителю разделили между собой:

М.Н. Дряхлицына за урок "Возьми мой луч, спускаясь под воду"

"Это занятие, сколько бы часов оно ни "взяло", ближе всего к мастерской - по материалу и организации. Это значит, - и ум, и образное мышление, и творческие задачи, и исследовательский компонент - всё здесь... Очень важны приложения с детскими вопросами".
Т.Я. Еремина

"… интересно видеть отклики учеников, которые интегрированы в урок. Разбивка на группы дает возможность посмотреть на произведение с разных сторон, поговорить одновременно и об историческом контексте, важном для понимания повести, и о художественных приемах, которые еще более важны".
Ю.Б. Сычева

Г.А. Кунташева из г. Грязовец Вологодской области за презентацию по "Автобиографии" Л.К Чуковской, посвященной ее 105-летию.

"Материалы подобраны точно и без ошибок. Стиль презентации, ее емкость, простота и ясность, соответствуют стилю произведений Лидии Чуковской.

Цитаты органично увязаны с текстом автобиографии. Нигде второстепенное не выходит незаслуженно на первый план, при этом все важные произведения, события и отношения отражены в презентации. Мне кажется, эта презентация дает хорошее представление о биографии Лидии Чуковской. И больше, о времени, в котором она жила. Такой рассказ о личности писателя может вдохновить знакомиться с его произведениями".
Ю.Б. Сычева

"Автор прекрасно понимает, зачем, для кого и почему он делает эту презентацию. Я вообще-то не большой поклонник презентаций (хотя и сам вынужден их делать, следуя веяниям времени), но такие презентации современной школе очень нужны!"
С.Ф. Дмитренко

Жюри также пришло к решению отметить фильм Л.В. Сосниной специальным сертификатом и премией в 10 тысяч рублей.

Мы оценили не столько оригинальность исполнения, сколько то, насколько тонко, продуманно сделана презентация. Такая работа могла быть выполнена только на основе знания творчества Л.К. Чуковской в целом, точнее, знания и переживания этого творчества. Но и ученику дается прекрасный материал. Текст, приложенный к презентации, позволяет увидеть высочайший уровень проведения урока.
Е.С. Абелюк, Л.Б. Соболев

Финалистами конкурса стали:

Работы всех победителей и некоторых финалистов конкурса будут опубликованы на сайте "Отдав искусству жизнь без сдачи".

Все участники конкурса получат сертификаты участников конкурса и книги Лидии Чуковской с дарственными надписями Е. Ц. Чуковской.

Итоги конкурса будут также опубликованы в № 4 журнала "Литература".

Организаторы конкурса свяжутся со всеми участниками конкурса по электронной почте для уточнения деталей получения денежных премий, книг и сертификатов.

Мы искреннее благодарим всех принявших участие в конкуре, нам было приятно и интересно знакомиться с присланными работами, участие каждого в этом конкурсе - бесценно!

ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ