ИС: Публикуется впервые, авторы награждены 1ой премией по итогам конкурса "Свобода говорить правду"
ДТ: 2011 г.

"Слово Маклая одно"

Бинарный урок по литературе и обществознанию в 6 классе.

Цели урока:

1. Пробудить интерес к творчеству Л.К. Чуковской.

2. Пробудить желание воспитывать в себе качества, присущие людям-гуманистам.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «гуманизм»

2.Составить словесный портрет Н.Н. Миклухи-Маклая, человека, ученого, гуманиста, на основе книги Л. К. Чуковской «Н.Н. Миклухо-Маклай».

Концепция урока:

Писательница середины 20 века Л.К. Чуковская не имеет прямого отношения к науке, служению которой посвятил свою жизнь ученый-антрополог второй половины 19 века Н.Н. Миклухо-Маклай. Почему она написала о нем книгу? Почему ее привлекала личность этого человека, ученого? Этих двух людей роднят высокие нравственные качества. Ответственное отношение к жизни, желание честно и до конца хорошо делать свое дело выводит их на общественное служение.

Л.К. Чуковская, бесстрашно высказывая свою гражданскую позицию в годы советского террора, находила поддержку в опыте людей, подобных Н.Н. Миклухе-Маклаю, который не мог не подать свой голос в защиту прав коренных жителей Новой Гвинеи. «Во имя "справедливости" и "человечности он требовал создания международной ассоциации для защиты человеческих прав туземцев Тихого океана "от бесстыдного грабежа", требовал, чтобы были приняты энергичные меры для охраны прав туземцев на их землю, на их леса и реки; чтобы был запрещен ввоз спиртных напитков и ввоз оружия; в многочисленных обращениях к высшим голландским и английским чиновникам он требовал прекратить торг невольниками, практикующийся на островах Тихого океана под видом "свободного найма рабочей силы", людокрадство, грабежи и обманы». ( Из книги Л. К. Чуковской «Н.Н. Миклухо-Маклай»).

Эпиграф к уроку: «…постепенно… проступает…рядом с лицами папуасов, на фоне кокосовых пальм и океана, другое лицо: облик удивительного, необычайного человека, портрет его самого, Маклая, русского ученого, просветителя, гуманиста». ( Из книги Л. К. Чуковской «Н.Н. Миклухо-Маклай»).

Методы обучения:

Просмотр слайдовой презентации
Анализ публицистического текста.
Инсценирование
Работа в группах.

Оборудование:

мультимедийный проектор, ноутбук
цветные жетоны для жеребьевки

Рабочие материалы для учащихся:

1. Распечатка текста: фрагменты книги Л.К. Чуковской «Н.Н. Миклухо-Маклай» (для каждого учащегося) Приложение1
2. Рабочая карточка с вопросами по тексту для работы в группах (4 экземпляра) Приложение2
3. Биографическое сообщение о Миклухе-Маклае по книге Л.К. Чуковской «Н.Н. Миклухо-Маклай» (мультимедийная слайдовая презентация). Приложение3
4. Биографическое сообщение о Л.К. Чуковской (мультимедийная слайдовая презентация). Приложение4
5. Сценарий для инсценировки фрагментов книги Л.К. Чуковской о Н.Н. Миклухе-Маклае. Приложение5
6. Распечатка определения «гуманизм» (на каждого учащегося)

Оформление класса:

1. Стендовая выставка «Берег Маклая» (фотографии Н.Н. Миклухи-Маклая, его рисунков из дневников, фотографии папуасов Новой Гвинеи).
2. Предметы, создающие атмосферу урока: «тыква-Маклай», «банан-Маклай», кокосы.
Подготовка к уроку. Опережающие задания для учащихся:

1. Прочитать фрагменты из книги Л.К. Чуковской «Н.Н. Миклухо-Маклай». Приложение1

2. Отрепетировать (совместно с учителем) инсценирование эпизодов книги по готовому сценарию. Приготовить костюмы и бутафорию. Приложение5

Время урока: 2 часа
Ход урока.

Оформление доски:
«Слово Маклая одно» (поговорка папуасов Новой Гвинеи).

Содержание урока
Слайдовое сопровождение урока через мультимедийный проектор
Вступительное слово учителя обществознания.

Объявление темы урока:
Сегодня мы познакомимся с книгой писательницы Лидии Корнеевны Чуковской о выдающемся путешественнике, ученом, общественном деятеле Николае Николаевиче Миклухо-Маклае.

Однажды Миклухо-Маклай сделал научное открытие: на острове Новая Гвинея он обнаружил животное, не известное прежде науке. Местное население – папуасы – называли это животное «кускус». «Ученому захотелось унести кускуса к себе и исследовать. Он предложил в обмен на кускуса нож. "Но дети Горенду будут плакать, если им не дадут отведать мяса /кускуса/", - в смущении объяснили ему туземцы.

"Я знал очень хорошо, - читаем мы в дневнике /ученого/, - что, если я возьму животное и унесу его домой, никто из жителей Горенду не посмеет воспротивиться этому, но мне не хотелось поступить несправедливо и силой завладеть чужой собственностью"».

Вопрос к учащимся:
Что бы мы могли сказать о человеке, поступающем подобным образом? (Возможные ответы: справедливый, добрый, честный)

Учитель обществознания:
Научное описание открытого Миклухой-Маклаем животного и публикация этого описания могло бы принести славу ученому, но он не захотел огорчить маленьких папуасских детей и их родителей. Можно сказать: он поступил человечно, гуманно. Миклухо-Маклай – гуманист. У вас на столах лежит напечатанное на листочке определение понятия «гуманизм», вклейте это определение в свои тетради по обществознанию и подчеркните слова, выделенные на слайде цветным шрифтом.

Небольшая вопросно-ответная беседа о понятиях (в то время, пока ребята вклеивают в тетради определения и подчеркивают понятия.
Вопросы учителя:
- ценность человека (Что имеет большую ценность: деньги? земля? человек?)
- право на свободу (Как это право может быть нарушено?)
- благо человека (Что для человека благо, т.е. хорошо?)
- справедливое общество (Какое общество можно назвать справедливым? Можно ли назвать наше современное общество справедливым? Как достичь справедливого устройства общества?)
- что такое ответственность за свои деяния?

Выслушиваются разные ответы ребят. Ответы учителем не комментируются. Важнее помочь ребятам осознать сложность, неоднозначность проблем, связанных с понятием «гуманизм».
Учитель обществознания:
Вы высказали много разных и даже противоположных мнений. О том, как добиться справедливого устройства общества, человечество думает много тысячелетий.

Слайд 2
Гуманизм ( лат. humanus человечный)– это определенная система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливого общества. Истинный гуманизм предполагает ответственность человека за все свои деяния.

Учитель обществознания дает биографическую справку о Н.Н. Миклухе-Маклае по слайдовой презентации, опираясь на выдержки из книги Л.К.Чуковской На примере поступка Н.Н. Миклухи-Маклая, этой истории с кускусом, мы видим, что построение справедливого общества начинается с человечного, гуманного отношения к другим людям, независимо от их возраста, расы, уровня культуры.

Л.К.Чуковская в своей книге о Микулухе –Маклае пишет: «Путешественники, посещавшие в шестидесятых годах 19 века острова Тихого океана, отмечали, что "туземное население Полинезии постоянно вымирает в тех местах, где поселились европейцы даже в небольшом числе". … Некоторые западноевропейские ученые объясняли неизбежную гибель туземных племен при столкновении их с "цивилизованными народами" тем, что не все расы наделены одинаковой способностью к развитию.

Они пытались доказать, будто белый человек и черный человек - это две разные породы людей, "белые" якобы самой природой предназначены господствовать, "цветные" – подчиняться. Такой вывод был выгоден работорговцам. Жизни туземных племен угрожала смертельная опасность. Другие ученые писали о необходимости всесторонне изучить людей различных рас - от цивилизованных европейцев до малокультурных жителей тропических стран. Они хотели доказать теорию единства происхождения человеческого рода, доказать, что представители «цветных» рас – полноценные люди, и тем самым содействовать их защите от европейских хищников.

В 1869 году молодой русский ученый Николай Николаевич Миклухо-Маклай обратился в Географическое общество с просьбой обсудить программу задуманного им многолетнего путешествия в Тихий океан на неисследованный берег Новой Гвинеи и выхлопотать ему разрешение отправиться туда на борту одного из военных судов.

В ту пору ему было всего только 23 года, но он уже заслужил известность в России и других странах как автор интересных статей и как отважный исследователь берегов Красного моря.

Он отправился на Новую Гвинею не столько для собирания зоологических коллекций, сколько для изучения папуасов.

Он избрал Новую Гвинею местом своих многолетних исследований потому, что этот остров был населен первобытным племенем, изучение которого могло дать ответ на центральный вопрос, поставленный антропологией – вопрос о единстве происхождения человеческих рас. Маклай понимал, что надо торопиться: если европейские колонизаторы явятся на Новую Гвинею, - папуасам не сдобровать. Тогда поздно будет браться за их изучение. Слово учителя литературы:

Л.К. Чуковская внимательно прочла дневник экспедиции Миклухи-Маклая, она назвала эти записи «одной из замечательнейших в истории человечества книг». «Дневник Миклухо-Маклая – пишет она, - это неоценимый источник для изучения жизни первобытных народов. Папуасы залива Астролябии, среди которых поселился путешественник, никогда не общались с другими народами и в полной нетронутости сохранили в ту пору первобытный уклад. Подробно и обстоятельно рассказывает Миклухо-Маклай о нравах и обычаях обитателей острова.

Дневник Миклухо-Маклая дает нам в руки как бы фотографический снимок, правдивый и точный портрет первобытного племени, сделанный без искажений и прикрашиваний. Этот портрет тем более драгоценен для нас, что первобытных племен, никогда не общавшихся с народами более высокой культуры, в мире уже почти не осталось, а с ними вместе исчезает непосредственная возможность наблюдать раннюю стадию развития человеческого общества, через которую когда-то прошли все народы.

Лидия Чуковская за строками дневника разглядела портрет самого Миклухи-Маклая: «Строка за строкой, страница за страницей - и постепенно сквозь строки /дневника/, в которых, на первый взгляд, так мало говорится об авторе, проступает, быть может помимо его собственной воли, рядом с лицами папуасов, на фоне гор, кокосовых палым и океана, другое лицо: облик удивительного, необычайного человека, портрет его самого, Маклая, русского ученого, просветителя, гуманиста».

Давайте вместе с Лидией Корнеевной разглядим этот портрет.

У каждого на столе лежит распечатка фрагментов книги Лидии Корнеевны Чуковской о Миклухе-Маклае. Наша задача: Подобрать ключевые определения к словесному портрету Н.Н. Миклухи Маклая: русского ученого, просветителя, гуманиста. Увидеть тот портрет, который проявился для Л. К. Чуковской, когда она читала дневники Миклухо-Маклая.

Вы назвали уже некоторые человеческие качества Миклухи-Маклая (справедливость, честность, доброта). Эти три слова станут первыми штрихами к словесному портрету Николая Николаевича. Мы впечатаем их в слайд рядом с фотопортретом ученого. (Один ученик впечатывает эти и все следующие слова, подобранные ребятами к портрету Миклухи-Маклая)

Все участники делятся на две группы с помощью жеребьевки:

1. ученые (две подгруппы):
- естествоиспытатели (биологи, географы и этнографы; антропологи) зеленый жетон
- историки и литераторы; синий жетон

2. папуасы (две подгруппы):
- папуасы деревни Горима; красный жетон
- папуасы деревни Богати. желтый жетон

Общее задание:
Каждая подгруппа получает листок, куда следует вписывать, по ходу нашего обсуждения фрагментов книги Л.Чуковской, черты духовного портрета Миклухи-Маклая, свойства его нравственных качеств как человека и ученого, особенности характера, проявляющегося в поступках. Приложение2

Работа с текстом книги Л.К. Чуковской «Н.Н. Миклухо-Маклай». Приложение1

Текст книги Л.К.Чуковской «Н.Н.Миклухо-Маклай» Вопросы к учащимся Каждая группа ищет ответ на свой вопрос.

Фрагмент №1.

< Первая встреча


8 ноября 1870 года "Витязь" вышел из Кронштадтского порта и, посетив по пути Копенгаген, остров Мадейру, остров Пасхи, Таити, острова Самоа, остров Новая Ирландия, на триста сорок шестой день пути, 19 сентября 1871 года, бросил якорь в заливе Астролябии, на северо-восточном берегу Новой Гвинеи. За 43 года до этого дня, в 1827 году, залив Астролябии был открыт французским мореплавателем Дюмон Дюрвилем и назван по имени того судна, на котором плавал путешественник. Однако, опасаясь лихорадки и неведомых обитателей острова, Дюмон Дюрвиль не высаживался на берег и производил съемку с корабля. Миклухо-Маклай был, таким образом, первым европейцем, рискнувшим поселиться на неизвестном берегу. Вот он только что приехал, только что перебрался на остров, где до него не был еще ни один европеец. Ему говорят, что будущие соседи его - людоеды, что они коварны, хитры, жестоки и ненавидят белых. Маклай настороже: накануне ухода "Витязя" он показывает морякам то дерево, под которым зароет весь собранный научный материал, если почувствует, что ему "не сдобровать". Но вот 27 сентября "Витязь" поднимает якоря и отчаливает. В знак прощания Маклай приказывает своему слуге, шведу Ульсону, опустить над деревом флаг. Ульсон в отчаянии: ведь папуасы могут каждую минуту кинуться на пришельцев, а пушки корвета все дальше и дальше… Руки у него дрожат, и он не в силах опустить флаг. "Я сам отсалютовал уходящему судну", - записывает возмущенный трусостью Ульсона Маклай.

Первого октября ученый отправился в папуасскую деревню, ближайшую от того мыска, на котором он поселился. Отправился, не взяв с собой ни ружья, ни револьвера. Почему? "Я убежден, что какая-нибудь пуля, пущенная некстати, - объяснял он у себя в дневнике, - может сделать достижение доверия туземцев невозможным, т. е. совершенно разрушить все шансы на успех предприятия". И он взял с собой одну только записную книжку и карандаш. Туземцы недружелюбно встретили незваного гостя. Несколько стрел пролетело возле его головы. Чем же он ответил на стрелы? Папуасского языка тогда он еще не знал. Как объяснить туземцам свои добрые намерения? Путешественник расстилает на земле циновку и среди вооруженных людей, которые только что угрожали ему смертью, ложится спать. "Я вас не боюсь; я пришел к вам безоружный и верю, что и вы не обидите меня", - вот что сказал он этим простым поступком. Поступок беспримерный по находчивости и мужеству! Самое же удивительное то, что Миклухо-Маклай не только решился лечь спать среди людей, которые минуту назад целились в него, но и заснул. "Я проспал два часа с лишним", - записывает он в дневнике. Для этого двухчасового сна нужно было не только чувствовать себя усталым, на что, со свойственной ему скромностью, ссылается он сам, но и совершенно не испытывать страха, о чем он умалчивает.

Вопрос к историкам:
- какие исторические сведения можно найти в этом фрагменте? ( Возможные ответы: название судна, время и место отбытия и прибытия судна, сведение о том, что до Миклухи-Маклая на берегу залива Астролябия не был еще ни один европеец)

Вопрос к ученым-естествоиспытелям:
- Почему Миклухо-Маклай не взял с собой ружья? (не хотел пугать туземцев, чтобы быстрее иметь возможность обрести их доверие)

Вопрос к папуасам:
- Почему туземцы не убили незваного гостя? (их удивило его бесстрашие)

Вопрос ко всем:
- за какие качества, проявленные в этой ситуации
Миклухой-Маклаем, мы можем его уважать? (смелость, самообладание, находчивость)
Какие ключевые слова для составления словесного портрета Н.Н. Миклухи-Маклая группы написали на своих карточках? Капитаны групп зачитывают ответ Ученик впечатывает в слайд: Мужество, самообладание, находчивость, скромность

Фрагмент №2

Мужество и терпение ради науки. Туземцы – не подопытные кролики, а люди.


Он описывает у себя в дневнике, как однажды, в ту пору, когда туземцы уже не считали его чужим, он заметил в папуасской хижине "кускуса" - животное, которого еще никогда не видал. Ученому захотелось унести кускуса к себе и исследовать. Он предложил в обмен на кускуса нож. "Но дети Горенду будут плакать, если им не дадут отведать мяса", - в смущении объяснили ему туземцы.

"Я знал очень хорошо, - читаем мы в дневнике, - что, если я возьму животное и унесу его домой, никто из жителей Горенду не посмеет воспротивиться этому, но мне не хотелось поступить несправедливо и силой завладеть чужой собственностью".

Рассуждение скромное и, казалось бы, высказано оно по самому незначительному поводу. Будут ли плакать дети в невзрачной папуасской деревушке, о которой в цивилизованном мире никто никогда не слыхал, или они отведают жареного мяса - не все ли равно? Однако в этом скромном рассуждении сказались глубокие мысли ученого о существе ответственного слова "культура". В самом деле: если стоит тебе только оказаться в неизвестных широтах и ты утрачиваешь чувство справедливости, если ты теряешь уважение к человеческому достоинству только оттого, что перед тобою человек с другим цветом кожи, - грош цена твоей культуре, во имя которой ты совершаешь свои великолепные научные подвиги: мнимым оказывается ее хваленое превосходство.

Поселившись на берегу бухты Астролябии, Маклай через несколько месяцев завоевал уважение и дружбу туземцев. Не копья встречали его теперь в прибрежных и горных деревнях, а радостные улыбки. Женщины перестали прятаться при его приближении: они уже давно познакомились с ним и не боялись его. Все торопились поскорее усадить дорогого гостя - днем в тени пальмы или под навесом, а вечером у костра - угостить мясом дикой свиньи, поудобнее устроить на ночлег, напоить прохладным молоком кокоса. Если же под вечер он торопился домой, в Гарагаси, - молодежь с факелами провожала его через лес. Хижину Маклая каждый день навещали папуасы из деревень ближних и дальних: всем хотелось взглянуть на мудрого человека, умеющего залечивать самые тяжелые раны, зажигать огонь, выращивать невиданные растения. Папуасы приносили ему в дар рыбу, кокосы, бананы; Маклай щедро оделял их гвоздями, семенами растений, ножами… Скоро темнокожие люди совсем перестали бояться своего нового друга, и он свободно мог посещать их охоты и празднества, записывать слова их наречий, выстригать для микроскопического исследования волосы у них на головах. Мужеством, терпением и справедливостью Миклухо-Маклай добился счастливой возможности беспрепятственно трудиться на пользу науки, и его ежедневный труд принес богатые плоды.

Вопросы к ученым:
- Какие способы научного исследования были неприемлемы для Миклухи-Маклая? (не применял насилия)
-Что Миклухо-Маклай сделал для науки?
- для географии (изучение земли)
- для этнографии (изучение быта и нравов народа)
- для биологии ( изучение животного и растительного мира)
- для антропологии (изучение человека)

Вопрос к папуасам:
- Чему туземцы научились у Маклая? (узнали о железных орудиях труда, о новых видах сельскохозяйственных растений, научились сами зажигать огонь, увидели новые человеческие отношения)

Ключевые слова: справедливость, щедрость, терпение, преданность науке, умение дружить, личное достоинство и умение уважать достоинство другого, мудрость, внутренняя свобода (впечатывается в слайд)

Инсценировка по книге Л.К. Чуковской «Николай Николаевич Миклухо-Маклай» сделана на основе фрагментов №3 и №4. Пока артисты надевают свои костюмы, все читают эти фрагменты. Показ инсценировки. Приложение 5

Обсуждение инсценировки по фрагментам 3,4:
Фрагмент № 3

Вера в человека.

Ужиная однажды у старика Коды-Боро в деревне Богати, Маклай случайно узнал, что двое молодых людей из деревни Горимы, по имени Абуи и Малу, собираются убить его и поживиться его вещами.

- Маклай, ты не ходи в Гориму, - уговаривал ученого Коды-Боро… Но Маклай на следующий же день, в сопровождении переводчика-туземца (наречия, на котором говорили в этой деревне, он еще не успел изучить) отправился прямо туда.

"У входа в буамбрамру собралась толпа людей, созванных моим переводчиком… Первые мои слова, обращенные к переводчику, были: - Абуи и Малу здесь или нет?

…Когда я назвал эти два имени, туземцы стали переглядываться между собою, и только через несколько секунд я получил ответ, что Абуи здесь. "Позови Малу!" - было мое распоряжение.

Кто-то побежал за ним.

Когда Малу явился, я встал и указал Абуи и Малу два места около самого костра, как раз против меня. Они с видимым нежеланием подошли и сели на указанные мною места. Затем я обратился с короткою речью к переводчику, который переводил, по мере того как я говорил, то есть почти слово в слово.

Содержание речи было, приблизительно, следующее:

- Услышав вчера от людей Богати, что двое людей Горимы - Абуи и Малу - хотят меня убить, я пришел в Гориму, чтобы посмотреть на этих людей. (Когда я стал смотреть поочередно на обоих, они отворачивались каждый раз, как встречали мой взгляд.) Что это очень дурно, так как я ничего не сделал ни Абуи, ни Малу и никому из людей Горимы, что теперь, пройдя пешком от Богати до Горимы, я очень устал и хочу спать, что сейчас лягу и что, если Абуи и Малу хотят убить меня, то пусть убьют, пока я буду спать, так как завтра я уйду из Горимы.

Договорив последние слова, я направился к барле и, взобравшись на нее, завернулся в одеяло. Мои слова произвели, кажется, сильный эффект. По крайней мере, засыпая, я слышал возгласы и разговоры, в которых мое имя было не раз повторяемо. Хотя я спал плохо и просыпался несколько раз, но происходило это не из страха перед туземцами, а, вероятно, по причине тяжеловесного ужина, которого я обычно избегаю.

На другое утро я был, разумеется, цел и невредим. Перед уходом из Горимы Абуи принес мне в дар свинью почтенных размеров и вместе с Малу непременно пожелал проводить меня не только до Богати, но и в таль Маклай".

К этому времени авторитет Маклая, и до тех пор стоявший высоко, достиг небывалой высоты.

Вопрос к ученым:
- С какой целью Маклай попросил позвать к себе туземцев, которые хотелим его убить?(хотел с ними познакомиться и подружиться)
- Почему Миклухо-Маклай не побоялся и смог уснуть в момент опасности?(он был храбр, опытен и мог верить в доброту туземцев)

Ключевые слова:
Вера в лучшие качества в человеке, доверие к людям, опытность (Впечатываются учеником в слайд)

Фрагмент № 4

«Бессмертие» Маклая


Не зная, как объяснить себе бесстрашие, которое постоянно проявлял этот худощавый человек с бледным, усталым лицом и тихим голосом, они в конце концов заподозрили, что он бессмертен - потому и не боится их копий и стрел.

- Скажи, Маклай, можешь ли ты умереть? - спросили они его однажды.

Маклай на минуту задумался. Потом взял копье "толстое и хорошо заостренное", как с педантической точностью сообщает он в дневнике, "тяжелое и острое, которое может причинить неминуемую смерть", подал его папуасу, отошел на несколько шагов и остановился против него.

"Я снял шляпу, широкие поля которой закрывали мне лицо; я хотел, чтобы туземцы могли видеть по выражению моего лица, что Маклай не шутит и не моргнет, что бы ни случилось", - записывает он.

Он подал туземцу копье и сказал:

"Посмотри, может ли Маклай умереть".

Маклай был прав, что не побоялся копья: папуасы глубоко и преданно любили его и сами отказались от предложенного опыта.

- Арен, арен (нет, нет!), - закричал Саул, когда Маклай вложил ему в руку копье. Он не поднял оружия на Маклая.

"Многие бросились ко мне, как бы желая заслонить меня своим телом, - продолжает Маклай в дневнике. - Простояв еще несколько времени перед Саулом и даже назвав его шутливым тоном бабой, я снова сел между туземцами, которые заговорили все зараз.

Ответ оказался удовлетворительным; после этого случая никто не спрашивал меня, могу ли я умереть".

Вопрос к ученым:
- почему Маклай не побоялся предложить туземцам этот опасный эксперимент: проверить, умрет он или нет?(он рисковал, но верил, что они не решатся)

Вопрос к папуасам:
- почему туземцы отказались проверять «бессмертие» Маклая?(они его уважали и полюбили и не захотели рисковать)
- что поменялось в сознании Абуи и Малу после этой личной встречи с белым человеком? (они узнали, что людям можно доверять)
- Почему после этого случая авторитет Маклая достиг небывалой высоты?

Ключевые слова: Бесстрашие, сильная воля, находчивость, знание человеческой души (впечатывается в слайд)

Фрагмент №5

Маклай запретил войну. Сила слова Маклая. «Слово Маклая одно».


Но самое значительное в дневнике "второго пребывания" - это те его страницы, которые посвящены новому подвигу Маклая: борьбе против бессмысленных войн между туземными племенами. "Эти войны имеют более характер убийств, чем характер войны или боя в открытом поле, - писал Миклухо-Маклай. - Каждое убийство ведет к мести, и, таким образом, вся война состоит из ряда вендетт. Войны наносят страшный вред всему населению; туземцы боятся покидать свои деревни даже на несколько часов".

"Междоусобия у папуасов, - объясняет Миклухо-Маклай в одной из своих научных статей, - часто бывают вызваны поверием, что смерть, даже случайная, происходит через посредство так называемого "оним" (папуасы верили в возможность с помощью магических заклинаний "извести" человека. "Оним" - один из атрибутов такого колдовства), изготовленного врагами умершего… После смерти туземца родственники и друзья покойного собираются и обсуждают, в какой деревне и кем был приготовлен "оним"… Толкуют долго, перебирая всех недругов покойного, не забывая при этом и своих личных неприятелей. Наконец, деревня, где живет недруг, открыта; виновники смерти найдены, составляется план похода, подыскиваются союзники и. т. д."

Маклай вмешался в распрю между двумя племенами и заставил обе стороны сложить оружие.

Случилось так, что в деревне Горенду в течение нескольких дней в одной семье внезапно умерли двое братьев: молодой человек Вангум, от неизвестной причины, и мальчик Туй, от укуса змеи. Жители Горенду были твердо уверены, что папуасы из горных деревень приготовили "оним" и погубили Вангума и Туя. Война казалась неизбежной.

О ней толковали и старики и дети; молодежь приводила в порядок оружие. Но тут вмешался Маклай.

"Я решил запретить войну", - пишет он.

И он запретил ее. "Войне не быть", - объявил он папуасам.

Через несколько дней разговоры о войне прекратились, прекратились и военные приготовления. Нехотя, с недоумением, туземцы вынуждены были сложить оружие. Перед чем? Перед твердым словом человека, которого они уважали.

Вопрос к историкам:
- Каковы причины межплеменных войн? (месть, предрассудки)
- Что предпринял Маклай, чтобы предотвратить войны между племенами?(силой своего авторитета запретил войну)

Вопрос к папуасам:
- За что туземцы могут быть благодарны Маклаю? (за то, что он сберег жизни многих людей)
- За какие качества они могут уважать и любить его?

Ключевые слова:
человек мирного духа, способный восстанавливать мир; верный своему слову, поэтому ему тоже верят и его слушаются (Впечатывается в слайд)

Фрагмент № 6

Завет Маклая.


Но прежде, чем уехать, Маклай решил предупредить папуасов об опасности, грозящей им со стороны работорговцев. Он пригласил к себе по два человека из каждой деревни: самого старого и самого молодого.

"Я объяснил им, что, вероятно, другие люди, такие же белые, как и я, с такими же волосами, в такой же одежде, прибудут к ним на таких же кораблях, на каких приезжал я, но очень вероятно, что это будут другие люди, чем Маклай… Эти люди могут увезти их в неволю… Я посоветовал им никогда не выходить навстречу белым вооруженными и никогда даже не пытаться убивать пришельцев, объясняя им всю силу огнестрельного оружия сравнительно с их стрелами и копьями. Я им советовал для предупреждения бед при появлении судна сейчас же посылать своих женщин и детей в горы".

Около двух лет жизни потратил путешественник на то, чтобы победить страх туземцев перед невиданным, загадочным "белым человеком" и завоевать их доверие. Тяжелым трудом, великим терпением добился он этой цели, но, хорошо изучив нравы английских, американских, немецких, голландских колонизаторов, которых неизбежно предстояло увидеть папуасам, вынужден был сам разрушить сделанное: снова внушить туземцам страх перед "белыми" и недоверие к ним. Не без горечи произносил свои предупреждения Маклай, но он не желал допустить, чтобы плодами его бескорыстных трудов во вред туземцам воспользовались торгаши и промышленники.

Миклухо-Маклай убедился впоследствии: туземцы запомнили его наказ слово в слово и в точности исполнили все.

Вопрос к ученым:
- О чем предупреждал Маклай своих друзей-туземцев, покидая бухту Астролябия? (об опасности со стороны белых людей)
- Почему он пригласил для этого разговора самого старого и самого молодого человека из каждой деревни? (чтобы завет передавался из поколения в поколение)

Вопрос к папуасам?
- что должны были сделать туземцы по завету Маклая, и как они исполнили этот завет? (при появлении судна прятать свои семьи, не выходить навстречу белым людям вооруженными, не пытаться их убивать; они в точности исполнили все)

После обсуждения, учитель обществознания зачитывает:

Из книги Л.К. Чуковской: «Во имя "справедливости" и "человечности он требовал создания международной ассоциации для защиты человеческих прав туземцев Тихого океана "от бесстыдного грабежа", требовал, чтобы были приняты энергичные меры для охраны прав туземцев на их землю, на их леса и реки; чтобы был запрещен ввоз спиртных напитков и ввоз оружия; в многочисленных обращениях к высшим голландским и английским чиновникам он требовал прекратить торг невольниками, практикующийся на островах Тихого океана под видом "свободного найма рабочей силы", людокрадство, грабежи и обманы». Ключевые слова: ответственность, ум (Впечатываются в слайд)

Фрагмент №7

Память о Маклае.


…Туземцы никогда не забывали постоянных, неизменных забот о них Миклухо-Маклая: ни посаженных им деревьев, ни подаренных топоров, ни лекарств, ни кокосового масла, которое он научил их добывать из орехов.

Память о русском путешественнике многие десятилетия продолжала жить на берегу залива Астролябия вместе с ростками новых деревьев, вместе с курчавой темнокожей девочкой, которой он дал русское имя Мария; и долго еще стальной топор именовался там "топор Маклай" и арбуз - "арбуз Маклай". Уже в начале нашего столетия на острове Били-Били этнографы записали легенду, сложенную папуасами о Маклае:

"Пришел Маклай и сказал нашим предкам: каменные топоры не острые, они тупые. Бросьте их в лес, они не годятся, тупые. Маклай дал им железные ножи и железные топоры…".

Долго жил у них на острове и у них в языке и "банан Маклай", и "тыква Маклай", и "дыня Маклай".

Туземцам бухты Астролябии было непонятно, зачем Миклухо-Маклай собирает черепа и волосы, зачем измеряет горы, но благородство Маклая оказалось совершенно доступным их пониманию. Они вполне оценили качества этого необыкновенного человека. Когда у путешественника заболели ноги, туземцы смастерили носилки и, чередуясь, носили его, чтобы ему не было больно ступать; о правдивости Маклая они создали поговорку: "слово Маклая одно"; когда он уезжал, они годами берегли его вещи. И это не было преклонением перед материальным могуществом белого человека, перед его лампой, ружьем и спичками. Ульсон - слуга Маклая - тоже умел стрелять из ружья и зажигать спички, но Ульсон был ничтожество и трус, и папуасы не ставили его ни во что. Любовь к Маклаю вызывалась не преклонением перед силой неведомых предметов, а преклонением перед силой и красотой человеческой личности.

Вопрос к ученым:
- В чем проявилась память туземцев о Маклае? (легенды о нем, пословицы, новые слова, предметы, растения)

Вопрос к папуасам:
- Чего туземцы пока не могли понять в научной деятельности Маклая , но что им было понятно в нем как в человеке? (не понятно, зачем он все измеряет, записывает; понятны его справедливость, доброта).

Вопрос ко всем:
- что общего у ученого-европейца Н.Н. Миклухи-Маклая и туземцами острова Новая Гвинея?

Вопрос к папуасам:
- За какие человеческие качества они полюбили Маклая?

Вопрос к ученым:
- Удалось ли Миклухе-Маклаю доказать, что папуасы Новой Гвинеи – нормальные люди, а не «люди второго сорта»? Согласны ли вы с его точкой зрения? (Туземцы были способны оценить красоту и силу человеческой личности, а значит, сами были способны к внутреннему росту, самосовершенствованию. Они, как и Маклай, ценили справедливость, умели дружить, любить и верить – а это главные качества человеческой личности)

Подведение итогов практической работы:
Учитель литературы:
Давайте теперь зачитаем все определения, которые вы подобрали к духовному портрету Миклухи-Маклая. (Ученик, впечатывавший ключевые слова, зачитывает их со слайда)

Учитель литературы дает биографическую справку о Л.К. Чуковской по слайдовой презентации. Приложение4

Вопрос урока: Писательница середины 20 века Л.К. Чуковская не имеет прямого отношения к науке, служению которой посвятил свою жизнь Н.Н. Миклухо-Маклай, ученый-антрополог, этнограф, биолог – ученый второй половины 19 века. Почему она написала о нем книгу? (Возможные ответы ребят: ее привлекала его личность, его человеческие качества и поступки) Приложение 4 Слайд 1

Лидия Корнеевна Чуковская (1907-1996), русская писательница, дочь Корнея Ивановича Чуковского. Слайд 2

Написала мемуары «Памяти детства: Воспоминания о Корнее Чуковском» (1971).Слайд 3

Окончила словесное отделение при Институте истории искусств, с 1928 г. работала редактором в Ленинградском отделении издательства детской литературы. Слайд 4

Была уволена и чуть не арестована во время сталинских репрессий в 1937 г., в том же году был арестован и впоследствии расстрелян муж писательницы – выдающийся физик-ядерщик М. П. Бронштейн. Слайд 5

Под впечатлением этих событий Лидия Чуковская пишет повесть «Софья Петровна» (1939—1940). В книге она рассказывает о беззаконии, которое совершается в стране: о массовых репрессиях невиновных граждан. Слайд 6

«…она растопила корку лжи на окошке в ад».(С.Я. Лурье о книге Лидии Чуковской «Софья Петровна») Слайд 7

В тюремных очередях началась многолетняя дружба Чуковской и А. А. Ахматовой, которой посвящена книга «Записки об Анне Ахматовой» Слайд 8

После войны Лидия Чуковская создаёт ряд исследований и монографий: «Н. Н. Миклухо-Маклай» (1948), «Декабристы – исследователи Сибири» (1951) и др. Слайд 9

В 1960-е гг. выступает в защиту И. А. Бродского, А. И. Солженицына и др. В 1974 г. за правозащитную деятельность Чуковскую исключают из Союза писателей. Ее книги не печатают. Слайд 10

Она создала мемориальный музей «Дом Чуковского в Переделкине Слайд 11

«Лидия Чуковская еще далеко впереди, она дожидается нас в иной, человечной и умной России». – сказал о ней С.Я. Лурье, первый издатель повести «Софья Петровна». Слайд 12

Итог урока:
Сравним составленный вами духовный портрет Н.Н. Миклухи-Маклая с портретом человека, который написал о нем книгу – самой Л.К. Чуковской, чей духовный портрет составили читатели, глубоко ее уважающие. Приложение 4 Слайд 15
Н.Н. Миклухо-Маклай Мужество, самообладание, бесстрашие, находчивость, скромность, справедливость, щедрость, терпение, преданность науке, умение дружить, личное достоинство, мудрость, внутренняя свобода, доверие к людям, опытность, сильная воля, знание человеческой души; человек мирного духа, верный своему слову, ответственность, ум, способность любить и верить. Приложение 4 Слайд 14
Л. К. Чуковская аскетичная, прямая, поглощенная литературным трудом, достойная, бескомпромиссная, мужественная, жертвенная, любящая строгая, заступница, плакальщица эпохи

Вопрос урока: Почему Лидия Чуковская написала книгу именно о Миклухе-Маклае? Что может быть общего между этими разными людьми?

Выслушиваются ответы ребят: Лидия Чуковская и Миклухо-Маклай обладают схожими качествами. Она – тоже гуманист.

Учитель обществознания:
Почему их можно назвать гуманистами? (Приложение 4 Слайд 16) (Выслушиваются ответы ребят)
Вспомните эпизоды из биографии Н.Н.Миклухи-Маклая и Л.К.Чуковской, указывающие на то, что они жили согласно с гуманистическими воззрениями:
- признавали ценность человека как такового, туземца, простого человека, даже ребенка; (история с кускусом)
- отстаивали право человека на свободу, счастье, на проявление способностей; (Миклухо-Маклай доказал, что папуасы – полноценные люди и требовал гуманного к ним отношения со стороны европейцев)
- боролись за справедливое устройство общества.(Маклай запретил войну между туземцами; Лидия Чуковская защищала опальных поэтов, обличала неправду в обществе своими книгами, статьями)

Учителя литературы:
Л.К.Чуковской выпало жить в то время, когда в обществе появилось много неправды. А писать нужно правду, иначе не стоит писать. Она ответственно относилась к слову, как к своему делу. Поэтому она не могла молчать о том, что происходит в обществе. К ней в полной мере можно отнести пословицу папуасов: «Слово Маклая одно». Слово человека справедливого, доброго, бескомпромиссного в своей любви к правде.

1912 год – юбилей К.И. Чуковского. Мы будем говорить о нем, о его семье, о его творчестве, творчестве его детей и внуков. В старших классах мы прочтем и другие книги Лидии Корнеевны Чуковской.

Спасибо всем за работу! Давайте теперь съедим бананы-Маклай!

Список использованной литературы:

1. Очерк Лидии Чуковский «Н. Н. Миклухо-Маклай». - Государственное издательство географической литературы, Москва - 1952, Второе издание, Под редакцией Н. Н. Баранского.

2. Изучение повести Л.К. Чуковской в школе. – в кн.: Лидия Чуковская. Софья Петровна: повесть. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2008. с.123-151.

3. Николай Николаевич Миклухо-Маклай. Статья из Википедии.

Приложения:

Приложение 1 Фрагмент книги Л.К. Чуковская "Н.Н. Миклухо-Маклай"

Приложение 2 Задание составить словесный портрет Н.Н. Миклухи-Маклая

Приложение 3 Презентация о путешествиях Н.Н. Миклухи-Маклая

Приложение 4 Презентация о Л.К. Чуковской

Приложение 5 Инсценировка по книге Л.К. Чуковской "Н.Н. Миклухо-Маклай"

Евгения Николаевна Новикова и Марина Васильевна Собашникова
МОУ СОШ № 28 г. Архангельска


ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ