ИС: Публикуется впервые, автор награжден 3ей премией по итогам конкурса "Свобода говорить правду"
ДТ: 2011 г.

«ВОЗЬМИ МОЙ ЛУЧ, СПУСКАЯСЬ ПОД ВОДУ»

(Урок внеклассного чтения в 11 классе по повести Л.К. Чуковской «Спуск под воду»)


Содержание и методические основы урока

1. ФИО учителя русского языка и литературы - Дряхлицына Марина Николаевна. Место работы - МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Северодвинска Архангельской области.

2. Тема урока. Обоснование данной темы в системе работы учителя.

Вид урока - урок внеклассного чтения в 11 классе. Тема урока - «Возьми мой луч, спускаясь под воду» (по повести Л.К. Чуковской «Спуск под воду»).

Урок – часть цикла уроков, проведенных с учащимися этого класса по книгам Л.К. Чуковской:
- «Дышите воздухом искусства!» (урок внеклассного чтения в 7 классе по книге Л.К. Чуковской «Памяти детства»),
- «Испытание на верность» (урок внеклассного чтения в 10 классе по повести Л.К. Чуковской «Софья Петровна»).

В прошлом учебном году учащиеся побывали на экскурсии «История Ягринлага» (Ягринлаг – часть ГУЛага, находился на территории нашего города).

К представленному уроку была проведена подготовка:
- 30 октября 2010 года, в День памяти жертв политических репрессий, прошел классный час «Матвей Петрович Бронштейн. Жизнь. Талант. Трагедия».
- Накануне проведен урок «Историческая основа повести Л.К. Чуковской «Спуск под воду», одна из целей которого - познакомить учащихся с общественно-политической обстановкой в стране после войны, напомнить одиннадцатиклассникам знакомое с уроков истории понятие «космополиты». Учащимся было предложено сформулировать вопросы, которые у них возникли после прочтения повести. (На следующем уроке все вопросы были помещены на «окно вопросов». См. приложение № 1.) Все группы давали названия группам героев произведения (см. приложение № 2).

Большая часть этого урока прошла как поисково-исследовательская работа шести групп учащихся с текстом повести (историки, психологи, оптимисты, журналисты, литературоведы, «Название повести»).

Группам предлагались следующие задания.

1. Историки.

- В чем в повести «Спуск под воду», написанной в конце сороковых, присутствует след тридцать седьмого года?
- Кто такие повторники?

2. Журналисты.

- Найдите в тексте примеры языка тридцатых – сороковых годов ХХ века. (Язык газет и радио, случай в домоуправлении, повседневная речь, официальная лексика из тюремных окошек.)
- Подумайте, как язык помогает понять время и людей.
- Выберите пять самых ярких примеров для оформления своего окна. (См. приложение № 3.)

3. Психологи.

- Перед вами список героев повести. Чьи поступки, с вашей точки зрения, нуждаются в объяснении? Аргументируйте свой выбор.

4. Оптимисты.

- С кем из героев связана надежда автора? Аргументируйте свой выбор.

5. Литературоведы.

- Строки каких поэтов и в связи с чем цитируются в повести? В чем смысл такого частого цитирования?
- Выберите слова, которые особенно важны для понимания характера главной героини повести, для оценки событий повести. Аргументируйте свой выбор.
- Обратите внимание на размышления о поэзии на с. 510 – 511, 517, 520, 522, 526 – 527, 533. (Здесь и далее страницы указаны по литературно- художественному изданию «Лидия Чуковская. Том 1. Прочерк. Стихотворения. Софья Петровна. Спуск под воду». Том 2. «Дом поэта. Предсмертие. Отрывки из дневника. Открытые письма. Мои чужие мысли».)
- Выберите пять самых ярких примеров для оформления своего окна. (См. приложение № 4.)

6. Название повести.

- Найдите и объясните смысл использования в повести следующих слов:
- «спуск» (с. 512 – 519, 538 – 548, 551 – 556, 576, 589),
- «вода» (с. 504 – 506, 514 – 517).

- Объясните смысл названия повести.

- Как называется художественный прием, лежащий в основе названия повести?

Каждая группа на уроке работала с ноутбуком: одни искали в тексте необходимую информацию, другие тут же набирали ее на компьютере, потом вместе обрабатывали и на уроке и дома делали выводы, выбирали материал для слайда общей презентации и оформления своего окна.

Кроме того, для домашней подготовки были даны задания:
- группе биографов Л.К. Чуковской,
- индивидуальное задание художнику (нарисовать пейзаж, детали которого рассыпаны по тексту повести «Спуск под воду»).

3. План урока..

1. Вступительное слово учителя.
2. Выступление биографов.
3. Выступление историков.
4. Выступление журналистов.
5. Выступление психологов.
6. Выступление оптимистов.
7. Выступление литературоведов
. 8. Выступление художника.
9. Выступление группы «Название повести».
10. Выводы урока.
11. Домашнее задание.

4. Форма проведения урока – урок – презентация.

5. Используемые методы и технологии:

- образовательные (технология исследовательской деятельности, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии),
- социально - воспитательные (воспитание социально активной личности).

6. Возрастная группа учащихся – 16 – 17 лет.

7. Класс – 11а.

8. Число учащихся – 25 человек (присутствовало 24 человека).

9. Развернутый конспект урока, проведенного в 2010-11 учебном году.

Цели урока.

Образовательные:

- продолжить знакомство с творчеством Л.К. Чуковской,
- обобщить и систематизировать материал по изучению повести «Спуск под воду»,
- углубить представление о времени и явлениях, описанных в повести.

Развивающие:

- развивать умение выделять главное в изучаемом материале и делать выводы по самостоятельно прочитанному материалу,
- развивать навыки критического мышления, анализа художественного текста,
- развивать культуру речи.

Воспитательные:

- содействовать воспитанию основных мировоззренческих идей, качеств личности (справедливость, честность, выбор пути).

Методы обучения.

Анализ художественного текста.
Беседа.
Просмотр презентации с помощью проектора и компьютера.

Оборудование урока.

1. Проектор для трансляции презентации.
2. Выставка книг Л.К. Чуковской.
3. Главный пейзаж повести, нарисованный ученицей.
4. Стенд «М.П. Бронштейн».
5. Тематически оформленные окна кабинета: «окно вопросов», «публицистическое окно», «литературное окно».
6. Раздаточный материал (оценочные листы, «страницы дневниковых записей» для домашнего задания).
7. Фонарики, принесенные учащимися по предложению учителя (без объяснения цели их использования).
8. Большой фонарь, приготовленный у доски.

Время урока – 45 минут.

Ход урока

Учащиеся садятся группами: биографы, журналисты, психологи, оптимисты, литературоведы, группа «Название повести».

1. Вступительное слово учителя.

«Л.К. Чуковская всего год с небольшим не дожила до своего 90-летия. Про человека, прожившего такую долгую жизнь, лучше всего говорить коротко. И про Лидию Корнеевну можно сказать коротко – человек, спасший честь русской интеллигенции». Это слова Александра Даниэля.

Честь русской интеллигенции она спасла своей честной гражданской позицией и своими честными книгами.

Мы продолжаем сегодня разговор, начатый на предыдущем уроке внеклассного чтения, - разговор о повести Л.К. Чуковской «Спуск под воду». Я назвала урок «Возьми мой луч, спускаясь под воду», взяв на себя смелость формой повелительного наклонения глагола обратиться к каждому из вас от имени Л.К. Чуковской.

О каком луче идет речь? Куда он направлен? Это мои вопросы, которые я добавляю к тем, которые вы задали в начале первого урока: они помещены на «окно вопросов». «Владелицей луча» назвал Лидию Корнеевну замечательный поэт Семён Липкин. (Звучит стихотворение. См. приложение № 5.) Чтобы не погас «драгоценный луч», мы «вспоминаем ту, что связывает нас с бессмертьем, с правотой, друг с другом». (Слайд № 2.)

Презентация, которая представлена на сегодняшнем уроке, – результат вашей совместной групповой работы с текстом повести на предыдущем уроке и усилий группы биографов, изучавших различную литературу дома. К уроку группы отобрали на 1-2 слайда информацию, которая позволит нам с разных сторон взглянуть на содержание, героев, язык повести.

В течение всего урока вы оцениваете друг друга на оценочной карте, пользуясь условными жетонами: банально – пусто, интересно – зеленый, ярко – красный. Такие оценки вы выставляете группам, биографам, художнику, уроку в целом, а мысленно – и себе.

2. Слово одному из биографов. (Комментарий к слайдам № 3 (Лидия Корнеевна Чуковская), № 4 (Матвей Петрович Бронштейн), № 5 (издания книг Л.К. Чуковской), № 6 (дом Чуковских в поселке Переделкино)).

3. Посмотрите на группы героев повести, которым вы давали названия на предыдущем уроке. Как назвали третью и четвертую группы? Да, всё это в повести, действие которой происходит во второй половине сороковых, можно назвать следом тридцать седьмого года. Слово – группе историков (новелла «Без названия», судьба Алеши, повторники). (Слайд № 7.)

Л.К. Чуковская написала «Софью Петровну» за три месяца, проведенных в санатории. Создание повести имело терапевтическое действие: Лидия Корнеевна уверяла, что, если бы она не написала повесть, то «могла бы разорваться на части».

Слово – биографам (звучит стихотворение Л.К. Чуковской «Бессмертие» и страница из воспоминаний, см. приложение № 6).

4. Очень важно, узнавая далекое от нас время, попробовать услышать его язык. Повесть дает нам для этого много возможностей, знакомя с образцами и образчиками публицистических выступлений, примерами речи обыденной и официальной.

Внимание на «публицистическое окно». Слово журналистам.(Слайд № 8.)

Насилие над языком Л.К. Чуковская воспринимает как насилие над народом. «Язык – это народ», - говорил Достоевский. В «Братьях Карамазовых» он рассуждал: «Бог с дьяволом борются, а поле битвы – душа человеческая». Юрий Карякин писал о Лидии Корнеевне: «Для нее таким полем был русский язык. Превратить орфографию, грамматику, синтаксис в мерило нравственности, в критерий духовности – это никому еще, кроме нее, не удавалось. Язык для нее – совесть народа».

Дополнение от биографов о работе Л.К. Чуковской в детской редакции С.Я. Маршака, книге Л.К. Чуковской «В лаборатории редактора», семейной любви и внимании Чуковских к русскому языку.

5. В повести «Спуск по воду» около 40 героев.

- Как вы назвали первые две группы?

Группа психологов сама выбирала героев, поступки которых, с точки зрения участников этой группы, нуждаются в объяснении. Слово психологам. (Слайд № 9.)

6. Группа оптимистов искала среди героев тех, с кем связана надежда автора. Сейчас она представляет свои размышления. (Слайд № 10.)

7. Особенность языка повести – в многочисленных литературных цитатах. Часть их представлена на «литературном окне». Героиня размышляет о поэзии, являющейся частью ее жизни. Она дышит стихами, живет литературой, в ней находит поддержку.

Слово группе литературоведов. (Слайд № 11.)

Дополнение от биографов о феноменальной памяти Л.К. Чуковской на стихи, о многолетнем общении с А.А. Ахматовой.

8. Литература и природа, окружающая Нину Сергеевну, в повести часто перекликаются и сливаются, одно становится частью другого. Слово – художнику.

Л.К. Чуковская очень любила снег. Среди вариантов названия ее единственной стихотворной книги было и такое - «Сугроб». В ее повести «Спуск под воду» снег – один из главных «действующих образов», по словам литературоведа П. Крючкова, сотрудника музея К.И. Чуковского в Переделкино, высказавшего такое предположение: «Я думаю, что снег каким-то волшебным образом усиливал ее внутреннюю связь с погибшим от чекистской пули мужем, талантливейшим российским ученым – физиком».

У Лидии Корнеевны Чуковской есть строчки:

Летит, серебрится снежок.
Квадратная ходит лопата.
Этот нежный ожог –
Снег, неба с землею расплата.
За праздно пролитую кровь
Не будет ни мзды, ни прощенья.
Небесная сыплет любовь –
Снег, белое это забвенье… (Слайд № 12.)

9. Последняя группа старалась разобраться, почему повесть получила название «Спуск под воду». Члены группы «Название произведения» представляют результаты своего небольшого исследования, в котором они анализируют значение слов «спуск», «вода», «погружение». (Слайды № 13, 14, 15.)

10. Выводы урока.

«Все ее сочинения написаны против лжи. В каждом поставлен один и тот же опыт: вот что происходит с фальшивыми ценностями под лучом простодушного здравого смысла», - это слова литературоведа С. Лурье. (Слайд № 16.)

- Как вы думаете, что освещает луч Лидии Корнеевны Чуковской?

- Память, национальную трагедию середины ХХ века.
- Лучшие страницы русской литературы.
- Настоящие сокровища языка.
- Он позволяет «спускаться под воду», знать, как «вынырнуть» оттуда, научиться жить с тем, что знаешь.

Есть в повести такое слово – «понимальщики». Нина Сергеевна думает, решая, показывать Билибину свою рукопись или нет: «Кому и понимать, как не ему? Он нам брат». И дальше: «Быть может, на самом деле понимальщиков гораздо больше?»

Толстовская мечта о единении людей (вспомните эпиграф, литературное происхождение фамилии Билибин) – одна из центральных идей повести. «Я хочу найти братьев – не теперь, так в будущем. Все живое ищет братства, и я ищу его. Пишу книги, чтобы найти братьев – хотя бы там, в неизвестной дали».

- Кто чувствует себя таким «понимальщиком», таким «братом», отзовитесь лучом своего фонарика. (Учитель зажигает большой фонарь, зажигаются фонарики учеников.)

Л. К. Чуковская писала: «В сущности, каждый литератор берется за перо со скрытой надеждой обрести братьев. Все наши книги – письма к неизвестному другу. И когда друг откликается – тогда, значит, я жива, мы живы». Хочу считать лучи ваших фонариков, реакцию на прочитанную повесть «Спуск под воду» таким откликом друзей – читателей Л.К. Чуковской, «владелицы луча», той, что связывает нас с бессмертьем, с правотой, друг с другом».

- Закончите заполнение оценочного листа сами и посмотрите, как оценили вас товарищи. (На доске вывешиваются листы.) Мысленно оцените себя.

11. Домашнее задание.

Представьте, что вы ведете дневник, как вели его писательница Лидия Корнеевна и героиня ее повести «Спуск под воду» Нина Сергеевна. В своей дневниковой записи поделитесь собственными мыслями и чувствами после прочтения повести и проведенного урока. (См. приложение № 7.)

Материалы к уроку:

Презентация к уроку

Список литературы:

1. Гуллер Е. Дорога в Левашово. – www.chukfamily.ru.

2. Крючков П. Владелица луча\\ Родина. – 2000. - № 4.

3. Крючков П. Дом Чуковского в Переделкине. Декабрь 1999 года. – www.chukfamily.ru.

4. Лурье С. Евагелие ежа\\ Колокол. – 2002. - № 3.

5. Лурье С. Линия жизни\\ Чайка. – 2002. – 8 (24).

6. Миллер Л. Чтобы найти братьев. Размышления о повестях Лидии Чуковской «Софья Петровна» и «Спуск под воду»\\ Литературное обозрение. – 1989. - № 11.

7. Чуковская Л.К. Собрание сочинений в двух томах. М.. – АРТ- ФЛЕКС. – 2000.

М.Н. Дряхлицына

ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ