ИС: Книжное обозрение, № 12
ДТ: 25 марта 1997

"Записки об Анне Ахматовой" впервые выходят полностью

Первые два тома "Записок об Анне Ахматовой" Лидии Чуковской стали первыми акциями издательства "Согласие" в новом году и вызвали брожение среди читающей публики. Документальная дневниковая проза, не приукрашенная ни художественными изысками, ни даже позднейшим редактированием (его функции выполняют сноски, Приложение...), соперничает своей убедительностью и информационно-эмоциональной влиятельностью с литературой "воображательных" жанров. Накануне 90-летия Лидии Чуковской мы попросили рассказать об издании одну из участников проекта - дочь автора книги ЕЛЕНУ ЧУКОВСКУЮ.

- Постепенно я осознала, что эта книжка шла к сегодняшнему дню почти 60 лет - от первых записей Лидии Чуковской об Ахматовой в начале их знакомства в 1938 году - через 60-е-годы, тогда Лидия Корнеевна дала перепечатать некоторые страницы своего дневника и подарила эту рукопись Корнею Ивановичу, который в это время писал статьи об Ахматовой: было сделано несколько машинописных экземпляров записок. Дальше сложилось так, что эти записи стали ходить по рукам и появляться в печати без имени автора. Это было в начале 70-х годов, когда на имя Чуковской был уже наложен запрет, и в 1974 году Лидия Корнеевна была исключена из Союза. И тогда она решила, чтобы отстоять свое авторство, издать книгу за рубежом Первое издание первого тома "Записок об Анне Ахматовой" вышло в издательстве "ИМКА-ПРЕСС" в 1976 году.

Однако это было только началом трудного пути этой книги, потому что первый том тогда еще был другим. В процессе многодесятилетней работы складывался новый раздел, который назывался "Люди, книги, факты, документы" ("За сценой") и над которым Лидия Корнеевна работала до последних дней. Все, что было в литературе об Ахматовой (особенно много стало всего появляться в 80-e годы), все это, буквально день за днем, включалось в отдел "За сценой". Надо сказать, что сами записки не претерпевали никаких изменений: все, что было в записях, то и осталось. Отдел же "За сценой" постоянно расширялся и менялся. Однако новизна книги, вышедшей в "Согласии", совсем не в том, что в ней расширены или как-то изменены по сравнению с предыдущими изданиями комментарии. Эта новизна идет по нескольким направлениям: впервые "Записки" выходят полностью - все три тома одновременно. Причем третий том впервые будет выходить отдельной книгой после журнальной публикации. Затем, в первом томе впервые помещаются - это примерно треть тома - "Ташкентские тетради". Этот отдел не только впервые печатается в этой книге, но вообще впервые появляется на свет в печатном виде. "Ташкентские тетради" хранились в архиве автора, с ними никто не знакомился, они даже не были перепечатаны на машинке и сейчас впервые выходят к читателю.

"Ташкентские тетради" были подготовлены к изданию мною совместно с многолетней помощницей Лидии Корнеевны - Жозефиной Оскаровной Хавкиной и Евгением Борисовичем Ефимовым, который собрал для комментариев много интересных и редких данных. Таким образом, треть первого тома является совершенно новой. И наконец, последняя новизна в этом издании, которую мне хочется отметить, это то, что в книгу входят фактически все автографы Ахматовой, сохранившиеся в архиве Лидии Корнеевны. В первом томе факсимильно воспроизведен один из первых вариантов "Поэмы без героя" 1942 года, в последующих томах будут и автографы "Черепков", и потаенные строфы той же "Поэмы без героя" в ее последующей редакции, и стихотворения и надписи Анны Андреевны. Все это публикуется впервые. Таким образом, я надеюсь, что издание, выпускаемое "Согласием", в своем завершенном виде впервые полностью представит многодесятилетний труд Лидии Корнеевны.

Записал Александр ЩУПЛОВ

Яндекс цитирования