ИС: Литературная газета, № 32
ДТ: 14. 08. 1991

Благодарю…

Пользуюсь возможностью поблагодарить издательство ИНКОМ за внимание к подписчикам малого собрания сочинений Александра Солженицына.

Печатание собрания начато прямо с 5-го тома (в него входит "Архипелаг ГУЛАГ", ч.ч. 1 и 2). Эта неожиданная последовательность выпуска томов открывает череду новшеств, примененных издательством.

Следующая новинка: не приходится, как это было принято раньше, ходить в магазин и выкупать книги. В виде приятного сюрприза, никого ни о чем не спрашивая и не оповещая, заботливый ИНКОМ рассылает свое издание ценными бандеролями. При этом цена каждого тома возрастает всего на 6 рублей.

Вообще-то нам повезло. Издательство могло бы отправить книжку и с курьером. В Москве, в Ленинграде и в других крупных городах - развезти на такси, в отдаленные районы страны - курьера отослать самолетом. А с подписчиков вот так же, сюрпризом, взыскать стоимость такси, авиабилета для курьера, командировочных и проч.

Но самое сильное впечатление производит качество издания. Дизайнеры и художники ИНКОМа выбрали (видимо, тщательно обдумав последствия) модель "Pocket Book", модель, которую до них никто не догадывался применить для собраний сочинений, предназначаемых для библиотек, для семейного чтения нескольких поколений. Специфика этой модели - непереплетенная, клеевая книга в бумажной обложке. Пролистал в метро, книга разваливается, прочли один-два человека - можно ее выкидывать в корзину. И не вздумайте переплетать книгу сами - на этот случай поля среза сделаны такими маленькими, чтобы текст уходил в корешок.

Своеобразно и находчиво решена проблема набора. Набрано все плотно, без всяких этих "шпон", почти без полей, чуть ли не петитом. А в тех случаях, когда у автора петит, у ИНКОМа - нонпарель. Как говаривал Брежнев: "Экономика должна быть экономной". Поместилось на 432 страницах то, что растяпы из "Имка-Пресс", "Книги", "Советского писателя" (да и другие неопытные издатели) разогнали аж на 588 страниц почти такого же формата.

Ну и, конечно же, бумага… Эта новая королева нашей народившейся гласности. Подобрана в масть - цвет серо-зелено-грязный. В сочетании с петитом, нонпарелью, мрачным мятым черным бумажным переплетом книга выглядит как надо - отталкивающей и трудночитаемой.

Теперь немного арифметики. На каждом экземпляре сэкономлено 588-432=156 страниц. Если их умножить на число экземпляров, то есть на тираж 3 000 000, то получится 468 000 000 страниц (четыреста шестьдесят восемь миллионов!). Но это еще не конец экономии. Такой же том - на 432 страницах - выпустил издательский центр "Новый мир" совместно с ассоциацией "Благовест". Они подобрали надлежащий шрифт и формат, и читатели получили прекрасно изданную книгу. ИНКОМ не стал утруждать себя шрифтами и форматами. Его издательская деятельность свелась к тому, что они взяли готовые, приспособленные для определенного формата диапозитивы "Благовеста", уменьшили их, а значит, и размеры букв (еще экономия бумаги!), взяли серую краску поразбавленнее, а бумагу похуже, не стали сшивать листы - одним словом, испортили готовую и хорошо сделанную работу как могли, поле чего повысили цену и предложили свою продукцию заждавшимся подписчикам.

Опять же рубли, хоть и деревянные. За пересылку каждого тома - 6 рублей (еще есть же и цена тома, по нашим временам ерунда - 12 рублей). Томов - 7, тираж - 3 000 000. Итого 126 млн. рублей только за одну доставку. Такая доставка - ценной бандеролью в запечатанном пакете, вложенном еще в запечатанный капроновый пакет, - огромная психологическая находка ИНКОМа. Ну просто патент надо дать без всякой экспертизы за такое блестящее изобретение! В магазине покупатель может повертеть книгу в руках и не купить. А в упакованном виде - да за такое долгожданное и дефицитное издание - заплатит как миленький. Откуда ему знать, что там внутри? Заплатит и в получении распишется. А потом - попробуй верни книгу и получи деньги назад. Не каждый найдет время и решимость для такой канители.

Одним словом, издатели сделали все возможное и невозможное (если принять во внимание судьбу книги - ее тему, судьбу ее персонажей и автора), чтобы раз и навсегда отбить у читателя охоту покупать и читать подобные книги. Здесь проявились особенности "нашего" перехода к рынку. Во всем мире книги прославленных авторов издают хорошо, но стоят они дорого. Выпускаются также массовые издания, которые по качеству хуже, зато стоят дешево. ИНКОМ из мирового опыта позаимствовал только "дорого", а о том, чтобы взамен издать "хорошо", не может быть и речи.

Разумеется, нельзя не признать, что фирма ИНКОМ, ее организаторы и вдохновители разработали новые, современные, взвешенные и результативные методы борьбы с "ажиотажным спросом" у читателей. Но коль скоро издательство решило бороться с читателем, в частности со мной, и начало эту борьбу внезапно, без предупреждения и "без правил", я в порядке необходимой самообороны отказываюсь от подписки и возвращаю присланный мне ценной бандеролью том 5.

Прошу ИНКОМ возместить все мои затраты. Прошу также тех подписчиков, которые согласны с моей характеристикой качества издания, вернуть издательству том 5-й (Москва, Остоженка, д. 7, к. 44) как абсолютно непригодный и не достойный имени автора книги. Если эти строки попадутся на глаза представителям "Общества защиты интересов потребителей", прошу это "Общество" воспрепятствовать распространению т. 5 в свободной продаже.

Может быть, эти шаги вынудят бессовестное издательство выпустить малое собрание сочинений Александра Солженицына в надлежащем виде и прекратить издевательство над читателями?

Елена Чуковская

Яндекс цитирования